Каким образом бизнес школам удается оставаться актуальными в современном меняющемся мире?
По мере роста громких требований о дополнительном внимании регулирующих органов для решения проблемы, связанной с ошибками корпораций, которые привели мир к двухлетней рецессии, бизнес школы почувствовали, что у них появился шанс взять на себя разработку повестки дня. При помощи научных исследований, которые могут выдать сведения для обсуждения и в Вашингтоне, и в Брюсселе, есть шанс снова стать актуальными. Но бизнес также меняет свое видение того, что он хочет от студентов MBA. Чрезмерно уверенные и безрассудные лидеры, которые однажды были визитной карточкой бизнеса, вышли из моды. Итак, могут ли школы адаптироваться к меняющемуся миру?
Чтобы выяснить это, The Economist побеседовал с двумя известными деканами с разных берегов Атлантики: Сантьяго Инигуез де Озоно (Santiago Iniguez de Ozono), деканом испанской бизнес школы IE Business school , и Полом Даносом (Paul Danos), деканом американской бизнес школы Tuck School of Business при Dartmouth College.
Вопрос: Изменилась ли роль бизнес школы в результате экономического кризиса?
Сантьяго Инигуез де Озоно: На самом деле, сегодня менеджмент очень востребован. Он сейчас везде. Все наши университеты требуют программы по менеджменту для разных групп лиц: для инженеров, врачей, архитекторов.
Но некоторые вещи изменились. Присутствие видимой руки регулирующих органов теперь более выражено. Это значит, что бизнес школы могут взять на себя роль по подготовке членов правительств и администраций. Сотрудничество государственного и частного сектора становится одной из наиболее быстро развивающихся областей бизнес школ.
Мы также наблюдаем больше спроса на курсы по предпринимательству. Во времена кризиса менеджерам необходимо перестраивать существующие предприятия, запускать новую продукцию и вносить разнообразие в свою деятельность. Но также существует много возможностей для создания нового бизнеса - стартапов в таких областях, как технология, биотехнология, энергетика и даже образование.
Затем мы также видим, как в бизнес школах меняются некоторые вещи. Мы выявляем потребности реального мира, чтобы провести исследования, которые в действительности могут решить реальную проблему бизнеса. Это, возможно, видоизменит профиль преподавателей. Они не только должны быть убедительны с точки зрения их исследовательских и преподавательских умений, они также должны быть способны координированно работать с менеджментом высшего звена.
Вопрос: Заметили ли вы какие-нибудь изменения в том, какие исследования проводят преподаватели в течение последних двух лет?
Пол Данос: Исследовательская деятельность меняется медленно. Давайте возьмем преподавателя по маркетингу, который является экспертом по Интернет-маркетингу. А данная сфера не изменилась из-за кризиса. Некоторые люди говорят: «Изменилось все», - но это неправда. Большинство курсов, которые мы предлагаем на программе MBA, не изменились из-за кризиса.
Я считаю, что изменения произошли на более высоком уровне - на уровне "можно ли подготовить лидеров, чтобы они были и ответственными, и достаточно аналитически развитыми, чтобы понимать всю комплексность мира". И почему лидеры, регулирующие органы, генеральные директора и члены совета директоров упустили эти факторы риска? Конечно, вы можете оспорить это, но кризис не все меняет. Он даже ничего не меняет в области финансов. Финансы главным образом остаются такими же, как и до кризиса. Когда вы окажетесь на более высоком уровне, когда вы попросите генеральных директоров и членов совета директоров поразмышлять над своими обязанностями, тогда вы, должно быть, подумаете об этом по-другому. Это очень тонкая вещь, едва уловимая.
Сантьяго Инигуез де Озоно: Это наводит меня на другую мысль, над которой сейчас задумываются многие из наших школ: все сферы со временем видоизменяются. Так, например, в финансах, как сказал Пол, золотые правила действуют до сих пор. Но институты, концепции риска, способы оценки рисков за последние годы видоизменились. Нам необходимо, чтобы люди снова пришли в школу. Менеджеры не могут полагаться только на то, что они выучили 30 лет назад на программах MBA
. Это клиническая профессия, как медицина или архитектура, где вам необходимо обновлять ваши знания. Поэтому из данного кризиса можно вынести то, что менеджерам необходимо снова прийти в школу, обновить свои знания и подтвердить правильность того, чем они занимаются в реальности.
Пол Данос: Я думаю, я вынес из кризиса одну вещь: никто не мог о нем знать все. Необходим правильный тип исследовательского мышления, когда вы решаете проблемы такой сложности, поскольку никто не мог когда-либо прежде столкнуться с такой комбинацией факторов. Поэтому речь идет не о предвидении всех случайностей – что невозможно – а о правильном мышлении.
Поэтому в школе Tuck мы ввели целую серию мелкомасштабных, насыщенных курсов, где студентов заставляют скептически мыслить относительно действительно сомнительных основ теорий. Сейчас это звучит эзотерически, но на самом деле работает на практике.
Мой основной вывод заключается не в том, что это была этическая проблема, поскольку люди мошенничали в открытую, а в том, что они пользовались неверной мыслительной установкой, когда встретились с крайне сложными проблемами, с которыми прежде не сталкивались. Практика может загипнотизировать вас и заставить пользоваться старыми моделями и способами мышления. Когда разговариваешь с людьми о системе управления рисками в крупных банках, а также с федеральными резервными фондами и регулирующими органами, удивительно, как они собирают вместе старые модели и прежние образы мышления и пытаются положить все это на вершину новой системы.
Это подтверждает, что они мыслили неправильно; у них просто не было верного отношения к моделям и к тому, как они работали и как обманывали. Поэтому мы пытаемся снова исследовать это.
Вопрос: Означает ли это, что школам не удалось в прошлом привить студентам правильное отношение?
Пол Данос: Кризис не был вызван 90% наших студентов, которые пошли в бизнес. Он был вызван динамикой взаимодействия между крупными банками и регулирующими органами. Сейчас вы можете сказать, что это были тоже деловые люди и они учились в бизнес школах. Да, это так, но обычные корпорации не хотели того, что сделали банки. Я на стороне корпораций, мы не были слепыми, мы не кредитовались по ставке 40:1. Поэтому именно этот вирус находился в банковской системе, и я полагаю, это можно проанализировать. Я действительно считаю, в конечном счете, даже если банки сами по себе вели себя безответственно, настоящая безответственность была среди регулирующих органов, потому что когда все рушится, предполагается, что регулирующие органы сохранят вещи в безопасности и предотвратят небезопасные действия людей, а они этого не сделали.
Нам необходимо восстановить золотые правила успешного менеджмента!
Вопрос: Могут ли бизнес школы оказать какое-либо воздействие на регулирующие органы?
Пол Данос: Думаю, да. У нас уже сейчас в школе Tuck есть группа, которая состоит из представителей нескольких школ – преподавателей по финансам и экономике – и они готовят информационный документ о многочисленных аспектах регулирования. То есть они как независимая сторона пытаются сказать свое слово Вашингтону и Европе о будущем регулирующих органов и режиме регулирования. Они готовы участвовать в слушаниях Конгресса и других слушаниях, но это всего лишь один голос. Как известно, политика такова, что там существует много голосов и лоббистских групп, пытающихся повлиять на будущее регулирующих органов.
Сантьяго Инигуез де Озоно: Мое мнение заключается в том, что нам все-таки необходимо разработать много новых понятий в финансовой теории и способах оценки рисков. Повторюсь, мы на пороге ранних стадий этих наук. Если взглянуть на медицину 200-летней давности и лекарства, которые тогда применялись для лечения некоторых болезней, мы сейчас бы ужаснулись. Поэтому, вероятно, мы будем наблюдать некоторые перемены, и в этом научное сообщество действительно предоставляет самые лучшие услуги для общества. Снова скажу, сейчас нам необходим эффективный менеджмент. Необходимо восстановить золотые правила того, что такое успешный менеджмент, что такое определение миссии компании. А со стороны бизнес школ, я думаю, мы можем обучить регулирующие органы, поскольку они нуждаются в существенной технической подготовке, которой им не хватает. Если посмотреть на государственные административные органы, на людей как из государственной, так и местной или федеральной администрации, им необходима более тщательная подготовка в области финансов и менеджмента, чтобы они могли принимать верные решения.
Пол Данос: Например, мы много работаем в области предоставления медицинских услуг, что является обширной и важной темой. Если вы поговорите с людьми, которые пытаются заниматься поставкой медицинских услуг, их самая большая проблема заключается в том, что в этой сфере очень мало кто знаком с менеджментом. Я не говорю о финансах на высшем уровне, я имею в виду основы бюджета, сдерживания затрат, дефицита. Очень мало из всего этого встречается в программе обучения в медицинских школах.
Я считаю, что в каждом общественном секторе необходимо некоторое количество управленческих знаний, чтобы услуги, которые данные институты намереваются оказывать, предоставлялись по разумной цене.
Вопрос: Изменился ли характер лидерства?
Пол Данос: Если взглянуть на самый главный запрос руководителей наших программ, он почти всегда касается лидерства. И действительно очень интересно, как он видоизменился. Много внимания сейчас уделяется модели лидерства, основанной на умении работать в команде, где действительно акцент делается на самоанализ. Это очень гуманистическая философия. Она не о человеке, который бросается в атаку и сосредотачивает войска. Она в большей степени о человеке, который чувствует ситуацию и самого себя.
Сантьяго Инигуез де Озоно: Это другой тип лидерства, отличающийся от того, который появился в последнее десятилетие. Это не харизматичное лидерство, а работа в команде. В будущем мы увидим, как многие учреждения избавляются от привкуса элитности или высокомерия, который внес свою лепту в создание атмосферы чрезмерной самоуверенности. Они считали, что находились вне контроля и каких-либо правил – а это является ницшеанской моралью сверхчеловека. Мы вернемся снова к более ощутимому контролю, к золотым правилам, к наблюдению, избавляясь от поверхностных вещей. История циклична, и мы снова находимся на пороге смещения маятника.
По материалам сайта www.economist.com .