В некоторых бизнес школах существует специальный предмет, где учат писать...
Студент MBA может прекрасно анализировать графики и финансовую документацию, но испытывать серьезные трудности при написании длинного текста научной работы. Это может стать особенно сложной задачей для людей, которые не писали статей и отчетов со времени окончания института.
Курс, в рамках которого учат грамотно писать научную работу, обычно не входит в число основных предметов, но в бизнес школах все чаще склоняются к мысли, что неразвитые навыки письма студентов можно серьезно улучшить. В Opus College of Business
при University of St. Thomas в программу первого года обучения был добавлен обязательный для всех студентов курс по письменной и устной коммуникации. Преподаватели школы помогают студентам овладеть навыком грамотной письменной речи в любой работе, начиная с анализа кейса до магистерской диссертации.
Розанна Бейн (Rosanne Bane), один из профессоров Opus, последние четыре года вела семинар по письменной деловой коммуникации в рамках программы Full-Time MBА, а сегодня обучает студентов на программе Executive MBA. В этом году она будет вести мастер-класс по деловой коммуникации под названием «Навыки письма: письменные работы по экономическим предметам». Бейн согласилась дать несколько советов, как сделать свою письменную речь более точной и эффективной.
Не растекайтесь мыслью по древу
Один из наиболее ценных навыков – это способность кратко выразить суть. «В формальной письменной речи, - говорит Бейн, - краткость - сестра таланта». Студенты часто забывают об этом, а иногда и намеренно «льют воду», чтобы получит требуемое число страниц. Бейн советует внимательно просматривать свою работу в черновом варианте и безжалостно удалять лишние слова и пустые фразы. Если в научной работе и можно позволить себе некоторые излишества, то в документах для партнеров по бизнесу лучше сильнее себя ограничивать. Например, на втором году обучения всем студентам МВА обычно приходится писать маркетинговое исследование для своих клиентов, которое содержит большое число данных. «В любом случае, это будет очень длинный документ, так что не нужно раздувать его с помощью ненужных фраз», - говорит Бейн.
Определитесь со средством коммуникации
Люди, получающие бизнес образование, часто слишком полагаются на электронную почту – привычка, которую многие приобрели на работе. Это может быть ошибкой, особенно если вам нужно донести до адресата важное сообщение, которое должно его тронуть. Профессор Бейн утверждает, что е-mail плох «отсутствием контекста» и не всегда передает интонацию и эмоциональную нагрузку, которую закладывает в него отправитель. Бизнес школа, где большое внимание уделяется коллективной и групповой работе, - идеальное место для того, чтобы попробовать другие средства коммуникации. Звонок, письмо или записка, личная беседа в некоторых ситуациях могут оказаться гораздо эффективнее.
Прислушивайтесь к аудитории
Перед тем, как писать работу, стоит задуматься о том, кто будет ее читать. Ответьте себе на вопросы: Что читатель уже знает о предмете? Что он хочет узнать? Какова значимость информации, которую вы пытаетесь до него донести? Стоит также иметь в виду половозрастные особенности аудитории, уровень образования. Так будет проще выработать структуру и план своего письменного задания. «Прежде чем сделать сообщение, определите его цель, учитывайте ситуационный контекст», - говорит Бейн.
Научная и практическая письменная работа
Студенты бизнес школ должны уметь писать как научные работы, так и тексты более практической направленности. Важно понимать основные различия между ними. Научная работа, как правило, написана более сложным, возвышенным языком, в то время как в деловой документации приветствуется более оживленный тон. «Ее должно быть быстрее и проще читать, чтобы человек мог сразу выудить нужную информацию», - замечает профессор.
Повторение - мать учения
Всегда есть соблазн оставить работу на последний момент, тем более когда перед вами четыре или пять проектов по разным предметам. Профессор Бейн настоятельно рекомендует преодолеть эту привычку. Необходимо время на написание черновиков, редактуру и обдумывание своей работы. Хорошее упражнение – это ежедневные 5-10 минут «свободного письма», письма без какой-либо конкретно заданной темы. Это позволит вам избавиться от инертности и «творческого кризиса». «Я всегда поощряю такие упражнения, они позволяют развить навык и, так сказать, набить руку, - говорит Бейн. - Они помогают научиться концентрироваться».