Опубликованная в газете The Chicago Tribune статья описывает продолжительные споры бизнес школ относительно вопроса, должны ли их абитуриенты восприниматься как «клиенты», а не как обычные студенты. Должны ли студенты в большей степени влиять на то, чему их учат и как их оценивают? В чем риск подхода «студент-потребитель» для программ MBA. И отражает ли данный вопрос более широкие проблемы высшего образования?
· Стефен Джоель Трахтенберг (Stephen Joel Trachtenberg), почетный президент, George Washington
· Эдвард Снайдер (Edward A. Snyder), декан, University of Chicago Booth School of Business
· Дэвид Бежо (David Bejou), декан, Elizabeth City State University School of Business
· Ричард Веддер (Richard Vedder), преподаватель экономики, Ohio University
· Марк Тейлор (Mark C. Taylor), преподаватель религии, Columbia University
Образование и рынок
Стефен Джоель Трахтенберг (Stephen Joel Trachtenberg) - почетный президент и преподаватель государственной службы в George Washington University, также является председателем группы Higher Education Practice в компании Korn Ferry International.
В отношении студентов у бизнес школ есть две цели. Первая – учить. Вторая – определить студентов на конкурентные и хорошо оплачиваемые позиции после выпуска, так чтобы они смогли воспользоваться своим образованием для выстраивания карьеры и жизни. Кроме качественного преподавательского состава существует эффективность отдела по трудоустройству. Университет является проводником в общество. Студенты воспринимают образование как проходной билет на большое шоу - рынок.
Студенты - это и клиенты, и не клиенты. Они вкладывают время и деньги с определенной целью. Школа, которая не служит для достижения данной цели, не выживает. Студенты стремятся получить качественное образование и хотят учиться у известных и заслуженных профессоров. Но только этого не достаточно.
Научная работа, которая проводится преподавателями, повышает качество предлагаемого образования и расширяет предметную и академическую базу школы. Это служит как для добавления ценности образованию студента, так и для шлифовки репутации учебного заведения. Но преподаватели должны преподносить материал привлекательными и информативными способами. Коммуникативные возможности – это самое важное.
Школы будут оцениваться также и по качеству условий обучения, и техническим возможностям, и инструментарию на рабочих местах. А кроме того по поддержке, которую они предоставляют студентам за пределами аудитории, посредством стажировок и наставничества.
Преподаватели не любят концепцию отношения к студентам как к клиентам, потому что она обязывает их уделять время вопросам, которые выходят за рамки области исследования их интересов и за которые они, как правило, не получают вознаграждения. Если бы данные дополнительные критерии применялись при продвижении и решениях о должностных назначениях, то преподаватели могли бы подойти более чутко к запросам студентов, но они были бы и загружены в большей степени. И это была бы совсем другая работа: это представляет собой перемены. Профессора, как и все остальные, выступают за прогресс, но против перемен.
Студент ≠ Клиент
ЭдвардСнайдер (Edward A. Snyder) – деканбизнесшколы University of Chicago Booth School of Business.
Клиенты платят за предоставляемые им услуги, продукцию и опыт. Даже в областях, где заинтересованный потребитель взаимодействует с компаниями, чтобы повлиять на объем и наполнение того, что они приобретают, продавцы не действуют в соответствии с требовательными ожиданиями клиента, а сотрудничают с ним согласно стратегическим программам.
Учебные заведения уровня graduate, к которым будущие лидеры бизнеса обращаются для собственного развития, не должны, выражаясь словами одного из моих коллег, считать студентов «бесформенной массой, заготовкой для MBA», из которой затем можно лепить то, что получит хорошие отзывы от клиента. Я уже говорил прежде: лучшие студенты не воспринимают себя клиентами, и к ним не будут относиться подобным образом.
В прошлом году 27-летний студент пришел в Chicago Booth, чтобы переквалифицироваться в предпринимателя (второе по популярности направление в нашей школе). Он уже получил два повышения в одной из компаний Fortune 1000 и приобрел значимый опыт самостоятельной работы. Он выбрал школу Chicago Booth, потому что мы предоставили ему контроль над своим учебным расписанием, поставили перед ним самые сложные задачи и предложили выдающуюся программу профессионального развития. Такие личности, как он, не стремятся получить опыт клиента. Они хотят получить напряженный опыт обучения и поддержку.
Сочетание напряжения и поддержки является ответом на вопрос: каким образом бизнес школы получают больше от своих студентов и лучше готовят их к разнообразным карьерам в неспокойное время, которое переживают все сферы глобальной экономики? Деканы, как я, не могут просто призвать студентов вложить больше, чтобы получить взамен больше. Профессиональное развитие на серьезном уровне происходит из установки высоких требований, стремления студентов и оказанной им поддержки.
Под поддержкой студенты подразумевают честную обратную связь, полученную от преподавателей, деканов, рекрутеров, выпускников, персонала и, что важно, друг от друга. Миру нужны в большей степени обладатели MBA, которые развиваются в трансформационной среде, а не которые получаются в результате сделки.
Нарушенные обещания
ДэвидБежо (David Bejou) – деканбизнесшколы School of Business and Economics при Elizabeth City State University вСевернойКаролине, авторработы “Treating Students like Customers”, опубликованнойв BizEd, изданииАссоциации Association to Advance Collegiate Schools of Business, иредактор-учредительжурнала Journal of Relationship Marketing.
Сегодня многие программы MBA ограничивают себя таким же образом, как железнодорожные компании 50 лет назад. Теодор Левитт (Theodore Levitt) считает, что те организации, которые узко ограничиваются и концентрируются только на своей продукции, становятся близорукими и терпят неудачу вместе со своей ограниченной продукцией.
Споры относительно бесполезности образования MBA продолжались в течение какого-то времени; однако только несколько программ изменились. Многие продолжили придерживаться старых способов производства обладателей MBA и пообещали привлечь новых студентов. К сожалению, в своем большинстве они нарушили свои обещания; они не увлекли студентов целостным подходом, который бы позитивно повлиял на каждого из них в отдельности, а также в целом на деловой мир и международное сообщество.
К студентам не относились как к клиентам; их воспринимали как продукт и рассматривались как бизнес, приносящий прибыль. Отношение к студентам как к клиентам не включает оценки или нереальные требования; оно подразумевает новую парадигму совместного управления.
Применяя принципы совместного управления, преподаватели, студенты, выпускники, работодатели и общественные лидеры должны переоценить и переработать программы MBA, чтобы отвечать острым потребностям общества, а именно: включать вопросы этичного менеджмента, вопросы энергетики, социального предпринимательства, борьбы с бедностью, вопросы изменения климата, условий проживания детей и женщин во всем мире. Студенты должны научиться быть сочувствующими, мужественными и ответственными личностями, которые отвечают перед акционерами, клиентами, сотрудниками и гражданами всего мира.
Относитесь к студентам MBA как к клиентам и предоставьте им право нести ответственность за свое обучение. Поощряйте преподавателей за применение самых современных исследований в формировании будущих лидеров, которые решили получить MBA.
Если бы мы должны были выбрать среди всех программ и факультетов университета программы для проповедования и применения практики «отношения к студентам как к клиентам», из-за своей уникальной миссии выбор был бы сделан в пользу программ MBA. Споры относительно отношения к студентам как к клиентам или продукту будут продолжаться. Основным остается вопрос, какое влияние студенты MBA и преподаватели должны оказывать совместно на человечество, когда занимаются бизнесом.
Избалованный народ
РичардВеддер (Richard Vedder), директорцентра Center of College Affordability and Productivity ипреподавательэкономикив Ohio University.
Поскольку оценка преподавателей студентами стала обычной практикой 35 лет назад, последние стали играть более значимую роль в процессе принятия решений на кампусе. Наполняемость группы, практически полная отмена занятий на кампусе по пятницам и обеспечение удобствами и приспособлениями, как в загородном клубе, – это три показателя, по которым в нарастающей степени университеты относятся к студентам как к клиентам, требующим потакать их желаниям.
Как только стоимость обучения взлетит и поток американцев в возрасте студентов колледжей начнет сокращаться, тенденция станет набирать обороты. В результате репутация университетов поставлена под удар, так как они слишком сильно преданы идеалам академического совершенства.
Исследования показывают, что обычные студенты учатся, посещают занятия и пишут научные работы менее 30 часов в неделю в течение всего 30 недель в году. В то время как обычный американский работник нарабатывает 1800 часов в год, обычный студент колледжа, учась, выработает половину этого времени.
Философия «студент - это клиент» породила группу недостаточно качественно работающих и избалованных будущих национальных лидеров, нечто, что, видимо, должно оправдать свою стоимость в долгосрочной перспективе.
Студент - как дойная корова
Марк С. Тэйлор (Mark C. Taylor) - заведующий кафедрой религии в Columbia University. Его книга «Crisis on Campus: A Bold Plan for Reforming our Colleges and Universities» будет опубликована в 2010 году.
Во многих бизнес школах спор, разворачивающийся вокруг практики отношения к образованию как к продукту, а к студентам как к клиентам, был бы комичным, если бы не отражал широко распространенную неспособность людей в колледжах и университетах, а также за их пределами, признать замаячивший финансовый кризис в высшем образовании.
Глупо не признавать, что колледжи и университеты - это предприятия, а высшее образование - одна из наиболее важных внутренних и международных отраслей. Эта индустрия, которая является жизненно необходимой для наших национальных интересов, переживает беспрецедентные финансовые трудности.
Финансовый спад, случившийся недавно, вскрыл роковые ошибки в системе, которая в настоящий момент разваливается. В условиях падающих активов (резкого падения фондов), увеличения задолженностей, растущих фиксированных расходов и снижения дохода вам не нужно быть профессором бизнес школы, чтобы понимать, что высшее образование находится на краю финансовой катастрофы.
Заморозив набор сотрудников и уровень зарплат на несколько лет и сократив бюджеты до минимума, у колледжей и университетов остается совсем не много вариантов повышения дохода. Многие учебные заведения приняли решение увеличить набор студентов в качестве средства повышения дохода. Факультетам и отделениям, которые обеспечивают доход, отдается предпочтение.
Если преподаватель не занимается чем-то, на что университет может получить лицензию или патент, то его доход будет формироваться исключительно из платы за обучение. Однако рост числа зачислений приводит к более высоким зарплатам, только если студенты в состоянии оплатить обучение сами. В условиях недостатка денег для предоставления финансовой помощи учащимся существует огромный соблазн принять тех, кто может позволить себе оплатить полную стоимость обучения, даже если эти люди демонстрируют не лучшую подготовку. Многие колледжи и университеты расширяют студенческий состав, чтобы получить больше денег. Когда деньги, а не способности, решают вопрос поступления, страдает качество образования.
В учебных заведениях уровня graduate сокращение ресурсов уже привело к уменьшению числа зачислений докторантов, большинство из которых получают крупные стипендии. Поскольку университеты за последние десятилетия выпустили слишком много обладателей степени Ph.D., то это не очень плохая тенденция. Здесь также наблюдается вынужденный поиск студентов, которые могут платить самостоятельно.
Многие школы набирают в большом количестве иностранных студентов, за обучение которых платит правительство. С мастерской степенью ситуация еще хуже. Многие университеты не предоставляют финансовую помощь студентам магистратуры и используют эти программы как источник дохода. Заметна вынужденная мера в том, чтобы принимать в магистратуру любого студента, который может самостоятельно платить за себя. Единственным произвольным фондом для существования моей кафедры является плата за обучение студентов магистратуры.
Протесты преподавателей бизнес школ, чьи зарплаты зависят не от маленькой доли от платы за обучение студентов, являются неискренними. Образование только во имя образования возможно лишь в ситуации, когда кто-нибудь другой платит по счетам. В истории было только три системы финансовой поддержки: церковь, государство и частная благотворительность. Все три были разрушены, и нам необходимо найти новые способы финансирования высшего образования. Отрицание того, что высшее образование - это продукт, а студенты - клиенты, означает игнорирование реалий сегодняшней ситуации и уклонение от жестких вопросов, которые нам будут заданы.
По материалам сайта nytimes.com .