Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

Прежний ли бизнес?

Прежний ли бизнес?

Последние 12 месяцев были самым лучшим и самым худшим временем для европейских бизнес школ. В начале года эти учебные заведения оказались последними в растущей очереди подозреваемых, которых считали виновными в глобальной рецессии. Профессора бизнес школ размышляли и спорили, но с течением времени центр внимания переместился на рост числа претендентов на образовательные программы, и большая часть тревог улетучилась.

Влияние рецессии было фрагментированным, с серьезным разрывом, нарастающим между ведущими школами и школами, которые в большей степени нацелены на локальный рынок, а также между учебными заведениями, которые специализируются на проведении программ с присвоением диплома, и теми, кто тесно сотрудничает с компаниями. Для тех школ, в которых предлагаются программы МВА, это была история о лучших и остальных, по мнению Колина Мэйера (Colin Mayer), декана Said Business School при Oxford University. «Работа на международном уровне – это большой престиж и почет, но ресурсы – это основное. Что определяет международный успех бизнес школы, так это преподавательский состав», - считает он. А ведущие преподаватели – это очень ограниченный ресурс.

Рецессия отсеяла игроков, которые больше не могли выдерживать борьбу. Маленькие школы, такие как Nyenrode Business Universiteit в Нидерландах и BI Norwegian School of Management в Осло, заморозили свои программы MBA. Другие школы объединились, чтобы укрепить мощности и конкурировать на международном уровне: во Франции, например, школы Ceram Business School в Софии Антиполис (Sophia Antipolis) и ESC Lille несколько месяцев назад объединились, чтобы создать школу Skema.

После того как два года назад школа Stockholm School of Economics приняла решение о закрытии программы Full-Time MBA, теперь в странах Скандинавии программы подобного формата существуют только в Copenhagen Business School и Helsinki School of Economics. Проблема заключается в ограниченной возможности скандинавских школ отправлять студентов на стажировку и работу за пределы родной страны, сообщает Джейсон Перротт (Jason Perrott), координатор по маркетингу в Copenhagen Business School в Дании, стране, где проживает всего 5 млн человек. «Это наша ахиллесова пята, - считает он. - Но мы говорим об этом со студентами. Мы держим их в курсе сложившейся ситуации. Ясно, что работу в этом году было очень сложно найти».

Рецессия принесла хорошие новости большинству программ MBA. В исследовании Economic Downturn Survey, проведенном ассоциацией Association of MBAs (Amba), расположенной в Лондоне, примерно три четверти исследуемых бизнес школ (73%) в этом году ожидали увеличение спроса на программы MBA, а практика показала, что все ведущие бизнес школы отметили увеличение количества заявок на поступление на их программы на 20%.

Марк Стоддард (Mark Stoddard), менеджер по аккредитации проектов ассоциации Amba, сообщает, что, несмотря на то что такое увеличение - это признак рецессии, его удивило постоянство в ответах в исследовании. «Я думал, что рецессия была настолько глубока и так долго длилась, что ее характер к этому времени мог бы измениться», - говорит он.

Столкнувшись с растущим количеством заявок, ведущие поставщики образования MBA должны были принять решение о расширении своих программ - и тогда столкнуться с проблемой поиска работы для большего количества выпускников или быть более избирательными. Школа Insead, которая была основана 50 лет назад в Фонтенбло (Fontainebleau), увеличила свой ежегодный набор с 900 до 1000 студентов, став таким образом самой крупной из ведущих программ в мире. Другие школы были более сдержаны. В отличие от Insead, в бизнес школе HEC Paris средний размер класса - чуть более 200 студентов, сообщает декан Бернар Раманансу (Bernard Ramanantsoa): «Мы не хотели брать на себя риски, связанные с увеличением размера курса».

Все программы в этом году наблюдали, как их студенты изо всех сил стараются найти работу. Большинство европейских школ отмечали, что через три месяца после выпуска от 75% до 85% их студентов MBA были трудоустроены, что на 10% ниже, чем в предыдущие годы. Те, кто закончил мастерскую программу по менеджменту - как правило, это студенты в возрасте 22-23 лет - также почувствовали на себе неблагоприятное влияние сокращения рынка труда, хотя число заявок на эти программы также резко выросло.

Больше нигде с этой проблемой не сталкивались в такой степени, как в высших школах Франции. Жан-Пьер Хельфер (Jean-Pierre Helfer), декан бизнес школы Audencia, расположенной в г. Нант, сообщает, что, например, на 400 мест программы высшей школы имелось более 6800 претендентов.

Самые крупные проблемы в этом году возникли у тех школ, которые зависят от кратких курсов для руководителей, особенно от программ открытого набора, предназначенных для менеджеров из ряда компаний. Эти программы зачастую являются средством существования и источником финансирования школ.

Как показывает практика, спрос на эти программы упал на 20-30% по всей Европе, в то время как спрос на специализированные программы - те, что предназначаются для отдельных корпораций – пострадал в меньшей степени, демонстрируя спад примерно на 10%. Несмотря на то что дела начинают улучшаться, говорит Кай Питерс (Kai Peters), руководитель школы Ashridge в Великобритании, потребуется время, чтобы отфильтровать результаты в сухом остатке. «В сентябре я обратил внимание на возобновление роста индивидуальных заказчиков. Подозреваю, это станет основным наполнением интересов школ во второй половине следующего года», - сообщает он.

Следующий год принесет новые проблемы европейским университетам в общем и бизнес школам в частности. Болонское соглашение, подписанное в 1999 году европейскими правительствами с целью синхронизации систем высшего образования и присвоения схожих степеней, должно быть полностью реализовано в 2010 году. Итак, должны исчезнуть итальянские Laurea, нидерландские Docturandus и немецкие Diplomkaufmann и появиться стандартизированные степени, в основе которых лежит англо-американская система степеней бакалавров и магистров.

Новая система получила разноплановые отзывы. Большим камнем преткновения было неустойчивое деление традиционного пятилетнего европейского образования на степени бакалавра и магистра. Правительства Англии, Франции, Германии, Италии и Нидерландов стандартизировали трехлетнюю программу уровня undergraduate (бакалавриат), в то время как в Испании, Шотландии и некоторых других странах образование уровня undergraduate занимает четыре года.

Обучение на мастерских программах в Великобритании и Испании составляет один год, в то время как в Италии и Франции они обычно длятся два года, хотя в обеих странах существуют специализированные однолетние мастерские программы.

«Существует заметная путаница со степенью магистра между однолетними и двулетними образовательными программами, специальным и общим образованием, а также профессиональным и академическим образованием», - говорит Гордон Шентон (Gordon Shenton), заместитель директора по качеству услуг в организации European Foundation for Management Development и один из ведущих специалистов болонской реформы.

Гвидо Табеллини (Guido Tabellini), ректор миланского Bocconi University, считает, что это упущенные возможности. Стандартизация трехлетней программы бакалавра в Италии и других странах сделала ее несовместимой с североамериканской системой, где нормой является четырехлетняя программа образования уровня undergraduate. «Сложно поступить на программу PhD в США с трехлетним образованием уровня undergraduate», - подчеркивает он. Табеллини также жалуется, что наличие в Европе программ бакалавриата и магистратуры разной продолжительности осложняет внедрение совместных программ и программ по обмену, что было одной из задач соглашения.

Но самой большой проблемой является то, что студенты, так же как и учебные заведения, еще не освоили новую систему, считает Лесли Уилсон (Lesley Wilson), генеральный секретарь ассоциации European University Association. «Когда студенты заканчивают обучение на степень бакалавра, они должны понимать, что они могут получить магистерскую степень где-нибудь еще». И она считает, что работодатели должны научиться набирать сотрудников на уровне бакалавриата.

Но не все настроены так пессимистично. Франсуа Коллен (Francois Collin), исполнительный директор организации Cems (Community of European Management Schools), которая проводит магистерские программы в области менеджмента совместно с ведущими европейскими бизнес школами, отмечает, что начинает проявляться мобильность, особенно в Германии: «Закончились те времена, когда у нас были французские студенты из школы HEC [на программе Cems], испанские студенты из Esade и голландские из RSM».

Некоторые страны, например, Восточной Европы, по мнению Шентона, отстают в данной области. В Великобритании также есть прецеденты, сообщает профессор Мэйер. «Я не думаю, что университеты Великобритании приняли Болонское соглашение в такой же мере, как многие европейские страны, - подчеркивает он. - Но мы ожидаем, что магистерские программы в Великобритании получат достаточно весомую выгоду».

В частности он указывает на однолетние магистерские программы школы Said в области финансов и экономики и планируемые магистерские программы по праву и финансам, которые, как он считает, будут особенно привлекательны для студентов, которые учились на программе уровня undergraduate в каком-нибудь вузе Европы.

А пока многие бизнес школы занимаются тонкостями внедрения Болонского соглашения, многие из наиболее внимательных научных деятелей размышляют, нужны ли более фундаментальные изменения в деятельности бизнес школ и в том, чему они учат. Оптимистично настроенный Коллен считает: «Самое интересное последствие из этого кризиса заключается в том, что в сфере бизнес образования появилась настоящая озабоченность относительно формирования нового видения бизнес школ, относительно воспитания граждан мира».

Однако Питерс из Ashridge настроен более скептично. «Я не думаю, что в конечном итоге что-то изменится. Я считаю, это просто один из семилетних циклов, и мы все вернемся к тому, с чего начинали». 

Надежды на 2010 год 

Джон Уэллс (John Wells), Президент, бизнес школа IMD
«В 2010 году бизнес школы должны взять на себя активную роль в управлении восстановлением деловой активности. Мы должны принимать участие в поиске решений, а не просто оставаться наблюдателями и аналитиками, должны направить наш совместный энтузиазм на развитие талантливых руководителей, чтобы гарантировать сбалансированное восстановление экономики».

Сэр Эндрю Ликерман (Sir Andrew Likierman), декан, London Business School
«Нам необходимо более четко представлять разницу между этичным поведением, отличным менеджментом и при этом хорошим управлением рисками. В ходе многочисленных дебатов вокруг кредитного кризиса было признано, что неэффективный менеджмент или слабое управление рисками заключались в неэтичном поведении. Бизнес школы должны помочь студентам осознать все три понятия и разницу между ними».

Джорди Каналс (Jordi Canals), декан, Iese Business School
«Финансовый кризис сильно ударил по корпоративной репутации перед лицом передового общества и выработал растущее недоверие к лидерам бизнеса. Более того, есть некоторые признаки, что неудовлетворенность работой также растет, что неудивительно в период кризиса. Бизнес школы должны помочь бизнес-лидерам справиться с этими важными проблемами. Есть два направления, где особенно требуется помощь. Первое – это успешная интеграция технических и этических границ менеджмента как при обучении, так и при исследовании. Второе – более глубокое понимание компаний и сообществ людей. Пока люди не почувствуют себя вовлеченными в процесс, их обязанность по созданию успешной компании будет выполняться слабо».

Ларс Бергман (Lars Bergman), Президент, Stockholm School of Economics
«В 2010 году я хотел бы убедить всех деканов бизнес школ в том, что мы должны найти способ интеграции полученных уроков за прошедший период финансового кризиса в учебную программу, чтобы сформировать лучшее понимание того, как кризис возник и что сможет помочь нам избежать повторения ошибок».

Бернар Раманансу (Bernard Ramanantsoa), декан, HEC Paris
«Вследствие финансового кризиса бизнес образование получит более значимую роль в формировании завтрашнего общества. Но это не произойдет спонтанно: европейским бизнес школам необходима существенная поддержка и подключение официальных властей, финансирующих организаций и компаний для того, чтобы содействовать высокому качеству образования и открыть его для всех».

По материалам сайта www.ft.com .


Назад
Books
Запишись
на бесплатный пробный урок
в любую группу

Оставьте ваш e-mail и будьте в курсе последних новостей и акций

Нажимая, вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных