Этого теста боятся больше всего. GMAT определяет, способны ли вы
учиться в школе бизнеса
, или путь к знаниям закрыт. Кандидат от E-xecutive продолжает свой путь к зачислению на MBA. Как проходит российская версия теста, почему в эссе оказалось слово "тупой" и что делать в перерывах...
Перед сдачей
Вот и наступил день GMAT, о подготовке к которому я рассказывал в первой части
. Сдача теста проходила в здании Академии Народного Хозяйства (минут пятнадцать пешком от метро Юго-Западная, Москва) в субботу утром. По тренировочным тестам я заметил, что лучше всего у меня получается сдавать тест, когда на улице прохладно. Еще лучше, когда идет дождик. Увы, этот день выдался особенно жарким и душным.
Перед выходом из дома я плотно позавтракал и прорешал несколько тренировочных заданий, чтобы мозги настроились на нужную волну. При этом я так увлекся, что пропустил запланированное время выхода из дома. К метро и от него буквально бежал. Сомнительное удовольствие в жаркий душный день, да еще перед изнурительным тестом.
Теоретически приходить надо за полчаса до начала теста, но, прибыв за десять минут, я никого не обнаружил. Впрочем, уже буквально через пару минут подоспел корректный молодой человек, который проверил мой паспорт, сфотографировал меня, взял образец подписи, снял отпечатки ладоней и выдал ключ от ящичка, куда надо было сложить все личные вещи, включая телефон и припасенную бутылку с водой.
Сдача проходила в маленькой аудитории с достаточно древними компьютерами. Поначалу в ней никого не было. Затем, в течение теста, подошли еще двое: девушка, которая сдавала какой-то другой тест и ушла еще до меня, и молодой человек, также пыхтевший над GMAT.
Перед сдачей самого теста дается вводная компьютерная инструкция о том, как отвечать на вопросы и тому подобное. Кроме того, до теста необходимо выбрать пять школ, в которые пойдут результаты теста. Так как отсылка результатов в другие школы будет стоить дополнительных денег, лучше заранее знать, в какие школы вы собираетесь подавать документы и, соответственно, где эти результаты потребуются.
Эссе
Итак, тест начался. Сначала два эссе по тридцать минут. Темы попались нормальные, но я в очередной раз убедился, что полчаса для сочинения на английском
(лично для меня!) — это очень мало. При работе над каждым эссе я начал с того, что сформулировал основную идею, затем набросал основные тезисы (три-четыре ключевых предложения, подтверждающих основную идею), потом написал введение и заключение (каждое из которых по-разному подавало основную идею), а затем стал расписывать каждый тезис в отдельных параграфах. Поскольку делать орфографические ошибки в эссе явно не рекомендуется, иногда приходилось жертвовать ясностью мыслей и выбирать выражения, в правописании которых я был уверен. Впрочем, без ошибок все равно не обошлось. Уже после теста я сообразил, что простейшее слово дамба (dam) я почему-то написал как dumb (тупой, немой).
В хорошем эссе (хорошем — с точки зрения авторов GMAT) каждый тезис должен сопровождаться примерами — ссылками на прочитанное, опыт из жизни. Именно придумывание и написание примеров у меня и заняло наибольшее количество времени. В паре мест я их банально не успевал написать, поэтому там параграфы вышли куцые. Когда осталось пять минут до конца каждого эссе, я бросал писать и начинал экспресс-редактирование написанного. Уложился с большим трудом. Первая часть сделана, но уверенности в том, что ее я сделал хорошо, не было. Скорее, наоборот.
Математическая часть
После десятиминутного перерыва (размять кости, сходить в туалет, попить водички) начинается математическая секция. Поначалу все было неплохо. Задания по сложности и формату оказались очень похожи на задачки из PowerPrep и особых сюрпризов не таили. Первые восемь задачек я сделал довольно быстро, причем в правильности решения также был уверен. Затем, однако, попалась пара заданий, требующих достаточно трудоемких вычислений, и я постепенно начал выбиваться из графика. В середине наверстал, но затем еще две сложные задачи (причем одну, зубодробительную геометрическую, я даже не стал дорешивать — и так слишком много времени на нее ушло, поставил ответ, который выглядел похожим и поскакал дальше) окончательно лишили меня иллюзий на комфортный временной задел в конце теста. На последние десять заданий у меня было что-то около десяти-двенадцати минут, что явно недостаточно для вдумчивой работы. Отчасти ситуацию выправили несколько несложных заданий на достаточность данных (задачи этого типа часто можно решать на голой интуиции), на каждую из которых я тратил порядка полминуты. В некоторых я, признаюсь, просто пытался угадать ответ, поскольку на вычисления времени не было. В последней задаче я дал ответ, когда на секундомере осталась одна секунда. Уффф! Есть вторая часть.
Вербальная часть
Опять перерыв. Та же программа (разминка, туалет, вода), плюс пару минут послушал, как в соседней аудитории какой-то преподаватель АНХ самоутверждается, высмеивания объем знаний студентов, пришедших в Академию за знаниями в этот жаркий субботний день. И вот последняя, вербальная секция.
Если в математической особых сюрпризов не было, то в вербальной кое-что озадачило. В некоторых заданиях никак не удавалось определить все лишние (то есть явно неправильные) варианты ответов — несколько раз сразу два выглядели довольно правдоподобными кандидатами. Лишние раздумывания над тем, что же имели в виду составители теста, украли немало ценных минут, и в конце, чтобы не выбиться из временного графика, я также пару вопросов просто гадал. Закончил эту часть я тоже практически на последней минуте. Можно констатировать, что проблемы с тайм-менеджментом я так до конца и не решил.
Итог
После окончания теста умный компьютер задал мне несколько вопросов социологического характера и предложил определиться — отменить результаты только что сданного теста или посмотреть их и отправить в школы, указанные перед началом теста. Конечно, смотреть! Не зря же $250 платили! Одна из приятных особенностей GMAT — можно сразу узнать, насколько хорошо ты его прошел. Компьютер задумался, подвис, затем отвис и выдал результат: 760 (99%)!!! Однозначно хорошо, особенно на фоне незапланированного, но, увы, состоявшегося цейтнота и гаданиями в конце каждой части. Результаты по каждой из секций также хороши: математическая — 50 (94%), вербальная — 44 (97%). Цифры в скобках обозначают процентиль — процент сдающих, которые прошли тест хуже, чем я.
Всего тест занял около трех с половиной часов и оказался довольно-таки выматывающим мероприятием.
Результаты эссе пришли по электронной почте примерно через неделю — пять баллов из шести возможных. Неплохо. Лучше бы, конечно, было шесть или 5.5, но и пять вполне достаточно для любой школы.
Можно констатировать, что первый этап пройден - и пройден хорошо.
По материалам сайта www.e-xecutive.ru
.