Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

Как разоблачить мошенника?

Как разоблачить мошенника?


Кто же действительно находится на другом конце провода во время проведения телефонного интервью? Это может быть как сам студент, подающий заявку на программу МВА, так и хорошо натасканный мошенник. Раньше сотрудники бизнес школ не всегда могли отличить одного от другого, но сейчас с повсеместным распространением веб-камер возможность присутствия подсказчика или подмены кандидата дублером заметно снижается.

Блеф не допустят!

Большинство бизнес школ ставят условием личное присутствие кандидата на интервью, тем не менее, это не всегда возможно, особенно в случае, если аппликант проживает в другой стране. Тогда-то и возникают соблазны «попытать счастья», используя шпаргалки или подменяя себя другим человеком.

Статистика, как часто происходят такого рода подлоги, не ведется. По словам Анны Купер (Anne Cooper), главы приемной комиссии Terry College of Business (Университет Джорджии (University of Georgia), США), при подаче документов по e-mail из 120-ти заявок на получение степени МВА подлог имеет место в каждом втором случае. Это никак не доказуемо, но разница в уровне владения английским, которым студент оперирует при написании аппликационного пакета, и тем, как он изъясняется по приезде на кампус, говорит сама за себя.

«Нет никакой уверенности в том, что ты разговариваешь с тем же самым человеком, который подавал заявку, - говорит Купер, - и это, конечно, приводит в замешательство, потому что кому хочется иметь дело с непорядочными людьми».

Не так давно Университет Джорджии выдвинул обязательное условие проводить телефонные интервью с помощью веб-камер. Несколько других школ (в т.ч. Penn State, Arizona State и Ohio State) добавили этот способ как опцию. Кроме того, снижая опасность фальсификации, бизнес школы выигрывают и в технологическом аспекте.

Как уличить в подлоге?

«Когда происходит диалог по телефону, абонент на другом конце провода всегда под подозрением, - говорит Руди Пино (Rudy Pino), глава приемной комиссии W.P. Carey School of Business (Arizona State University), - по телефону интервьюер всегда чутко реагирует на подозрительные признаки, будь то шуршание бумаги, промедление с ответом или просьба повторить вопрос – ведь все это возможные сигналы того, что собеседник роется в подсказках или использует помощь консультанта».

По оценкам Пино, каждый год примерно 5% из 160 абитуриентов используют неэтичные способы при подготовке к поступлению, сюда входят и разработанные сценарии ответов, и подстраховка с помощью человека, хорошо владеющего английским языком.


Как полагают эксперты приемных комиссий, при проведении телефонных интервью, за исключением прямых подлогов, с точки зрения этики, часто нельзя провести четкие границы, что является нарушением. «Официального запрета на отсрочку с ответом не существует, - рассказывает Кэрри Марчинкеваж (Carrie Marcinkevage), глава приемной комиссии Penn State's Smeal College of Business, - но если кандидат медлит, комиссия тут же начнет подозревать его в использовании заготовок и сомневаться в его способности освоить программу МВА. При ответе аппликанты прибегают к записям, чтобы компенсировать недостаточное владение иностранным языком, гладко обойти невыгодные факты из своего послужного списка или и того хуже – использовать чужие заготовки».

С другой стороны, по мнению Стэйси Блэкмен (Stacy Blackman), лос-анджелесского консультанта по вопросам поступления, поскольку телефонное интервью изначально отличается от личного знакомства, требования должны быть тоже разными. «Я не уверена, что использование в телефонном интервью собственноручно сделанных пометок так уж и неэтично», - говорит Блэкмен, предостерегая своих клиентов скорее от дословного воспроизведения заготовленных ответов, что, безусловно, скажется на естественности речи во время беседы.

Использование веб-камер позволит школам записывать интервью и создавать архив для последующего использования. Элисон Мерцель (Alison Merzel), глава комиссии в Fisher College of Business (Ohio State University), где с этого года уже начала действовать система веб-интервью, высоко оценивает эффективность нововведения. По ее мнению, впечатление, полученное от человека на веб-интервью, легче соотносится с его результатами GMAT и TOEFL и помогает создать целостную картину.

VoIP технологии – решение проблемы

Хотя в последние годы веб-камеры прочно вошли в широкий обиход, настоящий бум веб-интервью в бизнес школах начался скорее с развитием VoIP технологий (технологий видеоконференц-связи, таких как Skype (EBAY) или Yahoo! Messenger (YHOO)), представляющих собой более дешевое и, таким образом, более практичное решение для приемных комиссий бизнес школ.

Как утверждает Мэнди Стауэрс (Mandy Stowers), первокурсница МВА, член приемной комиссии Ohio State, за все время использования Скайпа при проведении интервью от участников не поступило ни единого нарекания: ввиду популярности программы она знакома всем пользователям. По прогнозам Стауэрс, большинство иностранных абитуриентов и сами предпочтут Скайп телефонному интервью, ведь для того чтобы войти в систему, им надо просто залогиниться. «В целом, это хорошая тенденция, что люди, которым уже назначено телефонное интервью, просят заменить его на Скайп», - говорит она.

По свидетельству Анны Купер (Университет Джорджии), их школа уже перешла на технологию Cisco's (CSCO) WebEx, благодаря которой аппликант может самостоятельно зарегистрироваться и выбрать дату и время интервью: «Хотя этот сервис обходится дороже, чем тот же самый Скайп, он того стоит. Мы хотели найти надежную альтернативу и думаем, что и другие школы двинутся в нашем направлении».

Улыбайтесь, сейчас вылетит птичка!

Тем временем принятие закона об обязательном использовании веб-камер меняет существующие порядки и в других аспектах. Так, внедрение новых технологий отменяет возможность проходить интервью в пижаме. Это было бы не более уместно, чем при личной встрече. Как вспоминает Росс Кейн (Ross Cain), для прохождения веб-интервью в Penn State он надел пиджак и рубашку, скомбинировав их с повседневными шортами, так как компьютерный стол все равно скрывал нижнюю часть тела: «Я был все равно как спортивный комментатор канала ESPN».

У манеры держаться во время веб-интервью также есть свои подводные камни. Так, для Ксяою Цанг (Xiaoyu Zhang), кандидата из Шанхая, самой главной проблемой оказалось установление зрительного контакта с интервьюером (в качестве которого выступала Кэрри Марчинкеваж из Penn State's Smeal College of Business). Чтобы зрительный контакт состоялся наверняка, ему приходилось смотреть в камеру поверх экрана монитора, вместо того чтобы смотреть ей в глаза прямо на экране. Но даже несмотря на это неудобство, Ксяою доволен: «По телефону можно воспринять только 7% всей информации – не видно ни жестов, ни улыбки». Его удивляет, что не все школы предоставляют эту возможность.

Другой момент относительно веб-камер: они дают представление о домашней обстановке абитуриента или о его рабочем месте, так что кандидату следует позаботиться о надлежащем интерьере. Как считает Кэрри Марчинкеваж, существует 2 способа организации пространства: отнестись к нему функционально, сосредоточив все внимание на самом человеке, или же оформите его так, чтобы оно тоже говорило о личности его обитателя. Самому члену приемной комиссии также пришлось озаботиться убранством интерьера: с тех пор как в ноябре в их школе начались подобного рода интервью, она убрала с полок книги в потрескавшихся переплетах и стала класть на другое место кошелек – прежде и то, и то другое попадало в объектив камеры.

Но даже несмотря на то что большинство членов приемных комиссий все же отдает предпочтение личным встречам на кампусе, и аппликанты, и интервьюеры довольны новой системой. Элисон Мерцель (Fisher College of Business, Ohio State University) довольна итогами первого года проведения веб-интервью и надеется, что преимущества будут только расти: «Пока система несовершенна, но прогресс технологий устранит имеющиеся недостатки».

По материалам сайта businessweek.com

Назад