Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

Подземное шоу у вокзала Ватерлоо

В эти дни в художественной жизни Лондона проходит очень необычное событие: полувыставка-полушоу "Тоннель-228" в подземном тоннеле у вокзала Ватерлоо.

Подземные представления для Лондона не новость. Несколько лет назад мне довелось побывать на очень необычной постановке "Преступления и наказания" по Достоевскому, которая проходила в помещении бывшей бойни и мясного склада рядом со знаменитым мясным рынком Smithfields.

Огромное подземное пространство давало простор для воображения режиссера - от укромных закутков, в которых воспроизводились каморки Родиона Романыча и Сонечки Мармеладовой, до большого пространства с висящими под потолком крюками, которое стало Сенной площадью - местом покаяния Раскольникова. Сцены мелькали в хаотичном порядке, как разбросанные кусочки головоломки. И лишь побродив по подземелью часа два, можно было собрать воедино театральную версию знаменитого романа.

Совсем недавно я попал в один из самых модных теперь лондонских клубов. Называется он Shunt - железнодорожный разъезд - и размещается именно на территории бывшего подземного железнодорожного разъезда под знаменитым лондонским вокзалом London Bridge. Полутемное мрачное пространство - идеальное место для сумрачных авангардных перформансов и выставок. Не случайно именно туда руководство Лондонского фестиваля мимов отправило выступать славящийся своим радикализмом петербургский Инженерный театр "АХЕ".

"Тоннель-228"

Не случайно и место перформанса "Тоннель-228". Цифра 228 - номер дома по улице Station Approach на задворках вокзала Ватерлоо. А неподалеку от вокзала - знаменитый театр "Олд Вик" - вотчина британской театральной традиции. Во главе театра стоит сейчас знаменитый американский киноактер Кевин Спейси, и он лично благословил на эксперимент группу радикальных британских художников и перформансистов, которые называют себя Punchdrunk.

"Мне стало мгновенно ясно, что я в уникальном и совершенно идеальном месте для перформанса - делится Кевин Спейси своими впечатления от первого посещения подвального тоннеля под вокзалом Ватерлоо. - Бродя под каменными сводами, заглядывая в тесные каморки бывших офисных помещений, плутая по мрачным подземным лабиринтам, я сразу же подумал о Punchdrunk. Все, кому довелось видеть их спектакль "Маска Красной смерти" в здании старой ратуши лондонского района Баттерси, никогда не забудут этого ощущения".

Кроме упомянутого Кевином Спейси спектакля по Эдгару Алану По, на счету Punchdrunk еще и не менее впечатляющий "Фауст" в здании бывшей электростанции. А выросла группа из студенческого театра в Кембридже, дебютом которого был чеховский "Вишневый сад".

"Punchdrunk отвергает пассивную созерцательность, которую отводит зрителю традиционный театр. Мы хотим, чтобы зритель заново открыл для себя детское возбуждение, предчувствие неведомого и испытал настоящее приключение", - гласит манифест Punchdrunk.

Культурный шок

Следует добавить, что слово Punchdrunk - медицинский термин, который переводится как "травматическая энцефалопатия боксёров". Смысл понятен - повергнуть зрителя в такой же мощный культурный шок, какой боксер получает от сильного удара соперника.

Поставленная задача удается, надо сказать, в полной степени.

Облаченные в черные балаклавы люди заставляют тебя надеть маску, и ты попадаешь в темное мрачное подземелье. Стоит густой туман, под ногами сырость, а то и лужи, где-то мерцают огоньки, на которые наугад бредешь, как в компьютерной игре, натыкаясь то на один, то на другой странный объект. Везде звучит тяжелая, обволакивающая таким же мрачным туманом, тягучая музыка. Она в каждом зале разная, но настроение везде все равно одно.

Вот человек, загнанный в огромное колесо. Он перебирает ногами, как белка в колесе. Колесо старое, деревянное, вокруг такие же деревянные шестерни, ощущение такое, будто попал в мрачный "Работный дом" Диккенса.

А вот женщина - только теперь не живая, а манекен - сидит, низко склонив голову с распущенными черными волосами на стол. Лица не видно. Перед ней на столе столовый прибор. Напротив пустой стул и тоже столовый прибор. Только тарелка, вилка и нож стекают со стола, как на картине Сальвадора Дали. На спинке стула сидит ворона. А на столе между приборами - тушки птенцов.

Шоу без комментариев

Посредине огромного пространства проложена узкоколейка, на которой стоит дрезина. Три громких пронзительных удара металлом по металлу, и человек в черном катит дрезину в противоположный конец зала. Там сквозь тьму, вырисовывается на стене огромный графический портрет мужчины - властное, с крупными чертами лицо, отдаленно напоминающее Уинстона Черчилля.

Подъехав к стене, человек незаметным движением крепит себя к проложенному по ней металлическому рельсу, ловко карабкается на стену и дальше по потолку. Он идет, перебирая по потолку ногами, и вдруг в руках у него оказывается роза. В центре потолка установлен ящик, усыпанный вокруг растущими сверху вниз цветами. Человек с почтением прикрепляет к цветам свою розу и также ловко и быстро спускается вниз.

Сваренный из стальных плит ящик, на одной стороне которого четыре отверстия для глаз. Одна пара - на уровне глаз, вторая - как говорится, ниже пояса. Заглянув в верхнее, видишь поверхность плещущей воды, из которой время от времени выныривает то мужская, то женская голова. Заглянув в нижнее, видишь, как погруженные в воду две обнаженные фигуры целуют друг друга, выпуская изо рта воздух. Что это? Живые люди или искусное видеоизображение?

Никаких комментариев, никаких пояснений, разумеется, нет.

"Такое впечатление, будто в этом подземелье собрано все то в Лондоне, о чем мы не говорим. Все черное, что есть в нашей жизни. Все трудности, депрессии, страдания и страхи. Это все здесь", - сказала мне моя коллега Джессика Кейнер, с которой мы путешествовали по "Тоннелю-228".

Выйдя из подземелья, оказываешься тоже в тоннеле - он идет под мостом, и здесь единственное в Лондоне место, где официально разрешено рисовать граффити. Здесь тоже темновато и мрачновато, но по сравнению с тем миром, из которого мы только что вышли - здесь светло и уютно.

По материалам сайта www.bbc.co.uk .

Планируете поступать в бизнес-школу - будьте в центре событий, подпишитесь на рассылку "Новости МВА, GMAT, TOEFL"!

Хотите увеличить свои шансы при поступлении в бизнес-школу – для вас наши индивидуальные услуги: подбор школ, помощь в оформлении эссе, рекомендаций, транскриптов, интервью-тренинг, индивидуальная подготовка к GMAT и TOEFL, а также ответы на любые вопросы!


Назад
Books
Запишись
на бесплатный пробный урок
в любую группу

Оставьте ваш e-mail и будьте в курсе последних новостей и акций

Нажимая, вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных
Теги