Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

Неделя магистерских программ. РЭШ

Неделя магистерских программ. РЭШ

В январе 2007 года Российская экономическая школа открыла программу «Магистр финансов» (MiF) для профессионалов с опытом работы в финансах. За время своего существования программа успела сделать три набора, первый из которых завершил обучение в июне 2008 года, а два других продолжают учиться. Студенты 2 курса MiF Галия Фазельянова и Андрей Богданович делятся своими впечатлениями о программе.

Вопрос: Ребята, как возникла мысль поступать на программу MiF? Чем вы занимались до поступления?

Андрей: У меня был долгий путь - я работал IT-специалистом в банке. Потом я увлекся исследованием фондовых рынков, изучил много литературы. Для меня это было интересно и ново. Обстоятельства сложились так, что я перешел в Уралсиб в equity research департамент. Я занимался подготовкой данных для отчетов, делал простые расчеты, строил графики. Это была не самая интересная и полезная работа после IT, однако мне это было интересно с точки зрения опыта и моего развития в индустрии. В Уралсибе я познакомился с тогдашним студентом РЭШ, и он мне рассказал про программу MiF. В то время я уже понимал, что мне нужно дополнительное образование. Помимо MiF было несколько вариантов: ВШЭ, АНХ, программа Американского института бизнеса и экономики.

Вопрос: Какими критериями вы руководствовались при выборе программы?

А.: Основным критерием для меня было время. К тому времени я имел 6-летний опыт работы, и институт остался далеко за спиной. Для меня процесс образования должен был быть быстрым, насыщенным, но при этом без потери качества. Поэтому программы, рассчитанные на три года, и часто предлагаемые программы выходного дня для меня отпали. К тому же, программа MiF больше остальных подходила мне по читаемым курсам.

Галия: У меня несколько иная ситуация. С ситуацией Андрея она схожа в том, что у нас обоих был уже большой опыт работы и институт мы закончили 5-6 лет назад. На четвертом курсе института я попала на стажировку в Тройку-Диалог на два месяца. Я осталась в компании, параллельно работала и получала образование. Получив степень магистра экономики, я работала в Тройке, за рубежом, в ТНК-BP. То есть я оставалась в сфере финансов и не переходила из одной отрасли в другую. Получилось так, что у меня было много возможностей и больших проектов в IB, corporate finance, но не хватало профессиональных знаний в области финансов и международной экспертизы. Решение о поступлении на программу созревало последние два-три года. Наконец, и личные, и профессиональные обстоятельства сложились таким образом, что я смогла работать фрилансером и использовать освободившееся время для получения финансового образования международного качества. На выбор именно MiF повлияли два фактора. Во-первых, про РЭШ я много слышала еще в институте, на экономическом факультете МГУ. Я знала, что РЭШ дает очень качественное и сильное образование на программе магистра экономики. Во-вторых, до того как РЭШ запустила программу «Магистр финансов», мне пришлось делать выбор фактически между двумя блоками. ВШЭ и Банковский институт делают фокус на banking. Они учат разбираться в деятельности коммерческого банка, а не инвестиционного. С другой стороны, были более общие MBA-программы опять-таки в стороне от финансов. Программа MiF, напротив, соответствует именно моим потребностям — она дает международное образование в области финансов. Поэтому я приняла решение поступить на MiF.

Вопрос: Где вы сейчас работаете?

Г.: У меня есть 3-4 консалтинговых проекта в области private equity, прямых инвестиций, продажи бизнеса и т.д. Они разнопрофильные, но вместе с тем остаются в сфере финансов.

А.: Я продолжаю работать в Уралсибе, занимаюсь аналитической работой. Я делаю еженедельные отчеты для derivative desk. Плюс иногда выпускаю макроэкономические обзоры, технический анализ, стратегические рекомендации. Это аналитическая работа, не связанная с фундаментальным анализом.

Вопрос: Расскажите, пожалуйста, как устроена программа.

А.: Процесс обучения основан на модульной структуре. Модуль длится два месяца, в каждом модуле 3 курса, модуль заканчивается сдачей экзаменов. Есть блок обязательных предметов и блок элективных курсов. Для выполнения программы необходимо сдать 10 обязательных предметов и 8 элективов. Каждый курс дает 1 кредит. Чтобы завершить программу, нужно в совокупности набрать 20 кредитов. Еще 2 кредита остаются на индивидуальный проект. Обязательные курсы читаются в начале программы: в первый год почти нет элективов. Эти предметы носят академический характер. Например, макроэкономика, корпоративные финансы, основы стратегии, финансовый учет, эконометрика 1 и 2, asset pricing, portfolio management. Что касается элективов, можно выделить три направления: корпоративные финансы, деривативы и управление инструментами с фиксированной доходностью.

Г.: Каждый предмет состоит из маленьких блоков, по которым нужно отчитываться. В сумме они дают 100% оценки. Все курсы оцениваются по-разному. На курсах в рамках обязательной программы очень важен финальный экзамен, у которого вес доходит до 70-80%. На некоторых элективах финального экзамена вообще нет. В течение модуля дается 4 кейса, например, и каждый кейс составляет четверть оценки. Поэтому нужно активно работать в течение всего курса.

Вопрос: Какие элективы вы брали?

Г.: Я осталась верна корпоративным финансам: я брала продвинутые курсы по ним, где мы разбирали более сложные кейсы. Но в то же время мне было очень интересно и полезно познакомиться, например, с деривативами. В работе они мне скорее всего не понадобятся, но тем не менее это было очень полезно. Это помогает совершенно по-другому подходить к работе в корпоративных финансах. В процессе ты понимаешь, что все это очень тесно взаимосвязано.

Вопрос: Вы получаете образование для того, чтобы вырасти в своей собственной области, или собираетесь заняться чем-то другим?

Г.: Безусловно, эта программа является очень хорошим способом для передвижения по горизонтали. Что касается вертикального движения, я думаю, что программа его не гарантирует, но она помогает людям, у которых уже есть задатки, развивать их для движения вверх.

А.: Я соглашусь с Галией. Тяжело, скажем, перейти на более высокую позицию. Но в смысле горизонтального движения вполне реально сдвинуть свой фокус с того, чем ты занимаешься, на то, что тебе более интересно. Ты получаешь больше знаний, укрепляешь свою базу и становишься более уверенным. Это дает легкость движения по горизонтали. Во время кризиса мне тяжело сказать, чем я буду заниматься, скорее всего, останусь в своей сфере. Сейчас я нахожусь в процессе поиска того, что мне будет наиболее интересно и перспективно с точки зрения будущего. Все будет зависеть от рынка и возможностей, которые будут появляться.

Вопрос: Есть мнение, что второе образование получают не только для знаний, но и для общения. Второе образование дает возможность познакомиться с сокурсниками, которые работают в других индустриях, посмотреть, как они работают, и определить, подходит вам это или нет.

А.: Очень много общения происходит вне класса. Мне кажется, из-за того, что курс вечерний, все работают и заняты, внеклассное общение происходит в большей степени по поводу решения задач.

Вопрос: Сколько людей на курсе?

А.: Порядка 39. Изначально было больше 40. Последние полгода стабильный коллектив на элективах — около 20-25 человек.

Вопрос: Каков основной бэкграунд студентов?

А.: Я бы сказал, что в основном технический. Очень много людей пришли из МГУ, с мехмата и ВМК. Много людей, закончивших МИФИ и Физтех. Но в любом случае работают они все в финансовой сфере. Меньше тех, кто закачивал экономические программы.

Вопрос: Что вы можете сказать об организации программы?

Г.: Логистически программа очень хорошо организована. Занятия проходят в Мариотт-Кортъярд в центре города. Благодаря этому удобно добираться. Всегда есть coffee-break, аудитории очень удобные. Иными словами, условия прекрасные. Я думаю, что многие студенты на MBA-программах даже за рубежом мечтают о таких условиях.

Вопрос: Какие курсы вам нравятся больше всего?

А.: Для меня 80% предметов были абсолютно новыми. Это придает определенный стимул активнее учиться. В первом модуле мне больше всего понравились курсы по бухгалтерии. За короткое время нам дали огромный объем информации, причем таким образом, что ее легко было усвоить. Мне очень понравился курс Владимира Преображенского по стратегии. Владимир очень позитивный человек.

Г.: Его курс — очень эффективное сочетание теории и практики. Владимир получил Ph.D., и вместе с тем он финансовый директор с большим стажем.

А.: Мне понравились курсы по эконометрике, эконометрике-1 в особенности. Курс читал Рубен Ениколопов. Достаточно сложно уложить такой большой курс в два месяца, тем более прочитать его людям, которые уже давно забыли, что такое математика и теория вероятностей. Для меня также очень познавательным был курс корпоративных финансов.

Г.: В добавление к этому курсу был блестяще, на мой взгляд, прочитан курс по valuation. В четыре лекции по три часа Сергей Санжар, профессор UNC Kenan-Flagler Business School , уложил большой блок оценки, буквально пошагово все объяснив. Достаточно просто, но в то же время на очень высоком уровне. Экзамен все написали хорошо, и это послужило показателем того, что люди поняли и сам курс, и то, что от них ожидают. Жаль только, что Сергей не читает на MiF корпоративные финансы-1 и вообще все, что можно в этой сфере прочитать.

А.: Он же прочел превосходный курс по слияниям и поглощениям. Этот курс сложный в том смысле, что информации много и в систематизированном виде ее нет. Тем не менее, я считаю, что курс очень удачный и познавательный. Следующий курс, который мне очень понравился — это курс Славы Горового по численным методам, деривативам и структурированным продуктам. Слава - практик, он очень силен в математике. То, что он рассказывал, было сложно для неподготовленного человека, но очень доступно для понимания. Плюс еще в том, что это все применимо в реальной жизни, в моей работе. Мне очень понравился курс по международным финансам Суджаты Мадан, профессора из McGill University Она простым языком рассказывала сложные вещи.

Г.: Этот курс - практически применимая вещь. В корпоративных финансах мы постоянно имеем дело с валютными рисками. Мы получили бесценный практический навык.

А.: Из последних курсов мне очень понравился private equity и venture capital. Единственный минус курса — он был короткий.

Г.: К вопросу об улучшении программы, такие курсы надо делать полными. У нас было много очень интересных курсов на половину модуля. Конечно, четырех лекций не хватает. Лучше сократить время на непопулярные курсы. Курс по private equity был особенно ценен тем, что информации и хороших учебников нет. Это закрытая сфера. Поэтому в частности это был прекрасный курс. Я иногда консультирую по private equity, и курс очень помог. Был еще очень любопытный курс cases in financial management. Мы решали очень сложные кейсы. Курс позволил увидеть новые подходы и понять, насколько сложные и нетривиальные случаи существуют.

Вопрос: Расскажите о ваших отношениях с профессорами, с администрацией программы. Насколько они открыты для вас?

А.: Преподаватели на нашем курсе всегда были открыты для вопросов студентов. С ними очень просто общаться.

Г.: Они очень открыты. И в смысле учебного процесса, и в смысле технических вопросов. Мы работаем и сталкиваемся с разного рода проблемами: командировки, болезни. И администрация всегда идет на встречу, даже если проблемы касаются оплаты обучения.

Вопрос: Что бы вы хотели улучшить в программе?

Г.: Во-первых, при той загруженности, которая есть у студентов, это программа явно не на полтора-два года, а на два и, возможно, на два с половиной. Кроме того, мне кажется, что нужен по крайней мере один свободный модуль для написания проекта.

А.: Нагрузка иногда слишком большая. В один из модулей у нас было пять предметов, каждому из которых нужно было уделять много внимания. Поэтому многое прошло мимо.

Г.: Далее, я считаю, что от половинчатых курсов нужно отказываться. Они должны быть полными, кроме того, очень помогли бы отдельные семинары по решению задач.

Также минус в том, что программа не дает диплома государственного образца магистерского уровня. Фактически программа дает образование международного образца, но хотелось бы, чтобы оно было таким и формально. Это особенно важно для тех, кто собирается работать за рубежом.

Что касается индивидуальных проектов, на некоторых MBA-программах это реальные консалтинговые проекты, которые делает школа для каких-то индустрий. Правда, деньги за этот консалтинг получает школа. Я считаю, что таким образом школа, с одной стороны, могла бы помочь студентам сделать хорошие проекты, а с другой - заработать денег. И профессора относились бы к контролю совершенно по-другому. Поэтому моя рекомендация в том, чтобы по крайней мере в некоторых областях сделать проекты реальными.

Вопрос: Какие у вас карьерные ожидания после окончания программы?

А.: Моя цель - закрепиться в финансовой индустрии. До кризиса я рассчитывал на существенный прорыв в карьере после программы. Но и в такое время школа мне очень много дала.

Г.: В смысле оправданности затраченного времени не было ни одного пустого предмета. Все время было потрачено очень полезно и продуктивно. Что касается продвижения в карьере, у меня никогда не было проблем с тем, чтобы найти хороший проект. Мне часто не хватало опыта и экспертизы, чтобы сразу понять, что делать и принять решение. Тем более, что задачи каждый раз нестандартные, и каждый раз нужно придумывать что-то новое. Поэтому для меня эта программа - огромный скачок вперед.

Подробную информацию о программе «Магистр финансов» и условиях поступления читайте на сайте mif.nes.ru .

Российская экономическая школа объявляет набор на программы
МАГИСТР ФИНАНСОВ (MiF)
при поддержке Morgan Stanley

Форма обучения: вечерняя

Требования:
· Диплом о высшем образовании, опыт работы в сфере финансов или экономики
· Двусторонняя направленность: корпоративные финансы и инвестиции
· Постоянные профессора РЭШ и приглашенные профессора по финансам из лучших бизнес школ мира
· Учебный план, покрывающий большинство сертификационных программ: CFA, CIIA, FRM и PRM
· Доступные образовательные кредиты на 12 лет
· Тесное сотрудничество с бизнес-сообществом

Продолжительность обучения –1,5 года. Начало занятий: январь 2010 года.
Онлайн-анкеты принимаются с 1 июня до 2 ноября 2009 года на сайте mif.nes.ru .

Приглашаем всех желающих на День открытых дверей MiF 3 июня в 19:00 ч., отель Мариотт Кортъярд.

МАГИСТР ЭКОНОМИКИ

Форма обучения: дневная

Требования:
· Диплом о высшем образовании любой специальности
· Лучший профессорско-преподавательский состав в посткоммунистических странах. Профессора - обладатели докторских степеней по экономике и финансам ведущих университетов, включая Harvard и MIT
· Выпускники успешно работают в крупнейших международных компаниях, инвестиционных банках, консалтинге и учатся на PhD программах
· Вступительные экзамены в июле: математика, английский язык (TOEFL), экономика
· Доступные образовательные кредиты на 12 лет
· Блестящая карьера, достойные стипендии, общежитие, гранты на обучение.

Продолжительность обучения - два года. Начало занятий: сентябрь 2009 года.
Прием документов с 8 июня по 1 июля 2009 года.


Назад
Books
Запишись
на бесплатный пробный урок
в любую группу

Оставьте ваш e-mail и будьте в курсе последних новостей и акций

Нажимая, вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных
Теги