Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

Заразная клятва Harvard

Заразная клятва Harvard

Обещание выпускников 2009 года одной из элитных бизнес школ не причинять никому зла понравилось всему миру, но не все захотели к ним присоединяться.

Когда вы думаете о человеке, которого именно профессия обязывает «служить добру», дипломированный специалист MBA приходит на ум последним или не приходит вовсе. Возможно, именно по этой причине авторы клятвы MBA, в тексте которой встречаются эти конкретные слова, не обольщались насчет судьбы своего детища. А как всё начиналось… 33 студента MBA бизнес школы Harvard Business School придумали подобную формальную клятву для того, чтобы обратить внимание одноклассников на проблемы этики. Они надеялись, что 100 студентов класса 2009 года выпуска подпишутся под этими словами. Тогда это казалось преувеличением.

Но было в этом проекте что-то такое, что приходилось по душе. Возможно, это желание дистанцироваться от тех выпускников бизнес школ, которые частично были повинны в разразившемся финансовом кризисе, или попытка заявить о себе некоммерческим организациям, или просто идеализм. Но как бы там ни было, клятва вскоре зажила собственной жизнью. Через несколько недель больше половины класса поставили свои подписи под этим документом. Что самое интересное, клятва вышла за пределы гарвардского кампуса. По всему миру студенты MBA передавали известие об этой клятве своим коллегам, а вскоре под документом стояло уже 800 подписей. Макс Андерсон (Max Anderson), выпускник Harvard 2009 года, которому пришла в голову эта идея, рассказывает, что получал письма из более чем 25 школ по всему миру с просьбой приехать и выступить. Его почтовый ящик не выдерживал такого количества сообщений.

Люди из 115 стран, говорящие на 49 языках, посетили сайт MBA Oath, там можно найти ссылки на статьи, которые помогли распространению клятвы по всему миру. Некоторые кампусы выражают желание адаптировать её. Около 40 студентов Kellogg School of Management при Northwestern University подписали этот документ, к ним присоединились 30 студентов Oxford University's Said Business School. Андерсон рассказывает, что его группа планирует перевести клятву на немецкий, французский и испанский языки, так как их многие просят об этом. Представители бизнес школ Исландии и Норвегии просят адаптировать эту клятву и для них.

Не впервые бизнес школы заявляют о новых принципах и морально-этических нормах, но, похоже, впервые такую инициативу подхватили по всему миру. Критики данного нововведения считают клятву просто попыткой нынешних студентов MBA отгородиться от обвинений в свой адрес, вызванных популярным мнением, что в произошедшем кризисе виноваты прежде всего воспитанники бизнес школ, а также тем, что всё это отойдет на второй план, стоит экономической ситуации немного стабилизироваться. Но некоторые предупреждают, что подобные выводы высказывают те, кто явно недооценивает молодое поколение. Вполне возможно, что клятва является только вершиной айсберга, сейчас происходят глобальные изменения в студенческом сознании, в учебных программах, а также в понимании того, что значит быть специалистом MBA. Эти изменения неминуемо повлияют на мир бизнес образования.

Менеджмент как призвание

Несмотря на скромные краткосрочные цели, создатели проекта считают, что у их детища всё же многообещающее будущее. Кроме того что им удалось привлечь на свою сторону сотни тысяч студентов по всему миру, они пошли дальше в своих амбициях. Теперь они хотят, чтобы менеджмент стал считаться призванием, как профессия врача или адвоката. Идею эту высказали профессора бизнес школы Harvard Ракеш Хурана (Rakesh Khurana) и Нитин Нориа (Nitin Nohria) в прошлом году в документе, который призывал к «строгому коду этики» для менеджеров. Андерсон и его коллеги работали вместе с ними и использовали предложенную ими аналитическую основу для разработки текста клятвы.

По словам Хураны, нет ничего нового в идее менеджмента как призвания. Моральные основы деятельности менеджеров были разработаны и введены в оборот ещё век назад. Но просто на них не обращали такого внимания. Многие программы и организации используют в своей деятельности нечто похожее на клятву MBA. В Richard Ivey School of Business при University of Western Ontario принято носить кольцо с эмблемой, которое должно напоминать выпускнику о морально-этических нормах. В Thunderbird School of Global Management выпускники с 2006 года читают определенную клятву на вручении дипломов.

Почти всегда идея введения профессионального кодекса воспринималась противоречиво. Три года назад в период расцвета экономики декан бизнес школы Thunderbird Анхел Кабрера (Angel Cabrera) встретил резкую критику в свой адрес при попытке создать подобный документ. Один журналист назвал его намерение «откровенным слабоумием».

Это было тогда. Сейчас, после того как общество пережило историю Берни Мэдоффа (Bernie Madoff) и AIG, в основном люди склоняются к тому, что Кабрера был не так уж неправ.Посещение классов этики зашкаливает, кампусы задумываются об экологических последствиях своей жизнедеятельности, повсеместно организовывается активная деятельность клубов и сообществ, посвященных корпоративной социальной ответственности. Многое из этого является, по словам Кабреры, откликом на растущие потребности со стороны студентов, которые появились и до кризиса. Кстати, здесь не обошлось без появления в бизнес школах представителей поколения millennial, чей юношеский идеализм уже внес поправки в размеренную жизнь бизнес школ и поменял приоритеты с финансовых на морально-этические.

"Это не временное явление, - говорит Кабрера. - Я думаю, это смена поколений. Есть спрос, просто жажда такого рода идеологии". Он считает события последних месяцев предвестниками глобальных изменений в устаревшей системе менеджмента. Бизнес образование достигло критической точки, по его мнению.

Просто слова

Кажется, будто все ждали появления чего-то подобного. Скотт Осман (Scott Osman), студент программы Executive MBA в Stern School of Business при New York University, говорит, что его класс трудился над созданием такой же клятвы, но проект Harvard их опередил. После оповещения и ознакомления с текстом эту клятву подписали 70% его класса. Осман объясняет подобный энтузиазм «желанием студентов делать что-то ещё кроме денег».

В Northwestern, где благосклонно отнеслись к клятве, выпускник этого года Дэвид Хоббет (David Hobbet) говорит, что его впечатлило количество выпускников Kellogg, которые подписались под этими словами, так как никто не рекламировал данное начинание. «Пара электронных писем - и вот уже отданы десятки голосов», - говорит он.

Кстати, существуют обоснованные опасения, что несмотря на популярность клятва - просто набор пафосных слов. Её с легкостью подписывают сотни человек, а вот механизм воздействия на тех, кто отступился от обещаний, создателями не предусмотрен. Даже те, кто подписался под клятвой, допускают, что будучи менеджерами не станут придерживаться каждой буквы при решении этических дилемм. «Нет никакого возмездия, - говорит Скотт Холли (Scott Holley), выпускник 2009 года бизнес школы Harvard, подписавшийся под клятвой. - Сказал слова, и всё, нет никакой системы наказания за неэтическое поведение».

Он также обеспокоен тем, что клятва может стать ещё одним символом двуличности MBA, если один из подписавшихся окажется клятвопреступником, а от этого никто не застрахован. По его мнению, этот документ подпишут только те, кто не имеет ни малейшего намерения ему следовать, или те, кто и так честен во всем, без всякой клятвы.

Другие опасения вызваны тем, что обширность клятвы практически делает её невыполнимой. Какой лидер делового мира может служить интересам акционеров и одновременно «бороться за процветание экономики, окружающей среды и общества по всему миру»? Скорее всего, интересы акционеров будут противоречить интересам экологии.

Многие критики считают, что появление этой клятвы - первый шаг в правильном направлении. У данного проекта большое будущее, если только его не забудут. "Это как после случая с Enron: подобные вещи появлялись и сразу уходили в небытие", – говорит профессор Harvard Хурана. Чтобы не позволить ситуации повториться, он работает с профессором Кабрерой, с Aspen Institute, World Economic Forum и другими организациями. Они хотят развить это начинание. Что касается реструктуризации бизнес школ, это дело не одного года, единодушно заявляют специалисты.

Создатели клятвы согласны с Хураной и готовы продолжать своё дело. "Я бы не хотел, чтобы это был проект-однодневка, - говорит Адам Хельтцер (Adam Heltzer), который работал с Андерсеном над сайтом MBA Oath. - Не хотелось бы, чтобы все считали это пиар-ходом бизнес школы или просто шуткой. Какую бы форму ни принял наш проект, я хочу, чтобы он имел значение. Я собираюсь работать изо всех сил, чтобы это произошло".

Сейчас количество подписавшихся продолжает увеличиваться, хотя среди них лишь малую часть составляют выпускники бизнес школ по всему миру. Те же, кто воздержался, включая половину выпускного класса Harvard, возможно, окажутся в не лучшем положении, когда внимание общества привлечет морально-этическая сторона деятельности специалистов MBA. Как говорит Хурана: «При прочих равных условиях я бы предпочел хирурга, который давал клятву Гиппократа, а не того, кто этого не делал».

По материалам сайта www.businessweek.com.

Назад
Books
Запишись
на бесплатный пробный урок
в любую группу

Оставьте ваш e-mail и будьте в курсе последних новостей и акций

Нажимая, вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных
Теги