Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

Without a clue

Without a clue

Об опыте обучения по программе Full-Time МВА в Cranfield School of Management мы беседуем с помощником Заместителя Председателя Правления Сбербанка России Михаилом Сухановым, который получил диплом МВА в 2006 году.

Михаил Суханов закончил Финансовую академию при Правительстве РФ по специальности "Бухгалтерский учет и аудит", учился в аспирантуре того же вуза по специальности "Финансы, денежное обращение и кредит".

Кандидат экономических наук, магистр делового администрирования, аттестованный аудитор. Десятилетний опыт работы во внешнем аудите и внутрибанковском аудите. Работал в компании Эрнст энд Янг, Банке Москвы. В настоящее время является помощником Заместителя Председателя Правления Сбербанка России. Автор/соавтор двух книг и ряда статей по проблематике банковского дела, управления рисками и внутреннего контроля в кредитных организациях.


1. Почему решили получать МВА за рубежом с отрывом от производства?

Я задумался над получением степени МВА, когда за плечами уже был определенный функциональный опыт работы во внешнем и внутрибанковском аудите. Однако ощущался серьезный недостаток знаний и опыта в управлении персоналом, командной работе, дисциплинах, дающих широкий взгляд на организацию, таких как стратегия, маркетинг, финансовый менеджмент. Проанализировав рынок образовательных услуг, пришел к выводу, что пробелы поможет восполнить программа МВА, т.е. общеуправленческая программа. История программ МВА в России коротка, насчитывает от силы десять-пятнадцать лет. Паритета по насыщенности и качеству с зарубежными аналогами они стали достигать только сейчас, в частности, с появлением Московской школы управления «Сколково». Поэтому в тот момент я сконцентрировался на изучении рынка зарубежных бизнес школ и МВА-программ. Что касается выбора программы с отрывом от производства, здесь аргумент простой: наездами на несколько дней или недель невозможно достичь погружения в материал и влиться в работу в интернациональной команде.

2. Чем был обусловлен выбор бизнес школы?

Программа МВА, перемахнув Атлантический океан из США и оказавшись в Великобритании в 1960-х годах, обосновалась в Лондонской бизнес школе (London Business School), а затем – в Cranfield School of Management. Крэнфилд, таким образом, – одна из старейших бизнес школ Европы. В Великобритании она считается второй по качеству обучения после Лондонской бизнес школы, занимая не последнее место в мировых рейтингах бизнес школ по версии Financial Times и BusinessWeek. По сравнению с Лондонской бизнес школой и подавляющим большинством бизнес школ США Крэнфилд предлагает более короткую и, соответственно, менее дорогую годичную МВА-программу. Почти двухлетнюю программу я посчитал длинной, а годичная показалась в самый раз. Я встретился и пообщался с российскими выпускниками Крэнфилда. Затем посмотрел на преподавательский состав бизнес школы, встретив такие имена, как Малькольм МакДональд, Дэйв Чаффи, Мартин Кристофер, Клифф Бауман, Кит Гоффин и пр. Обратил внимание на широко известных выпускников МВА-программы: Найджела Дафти (главу Doughty Hanson), Энди Харрисона (главу Easy Jet), Энди Бонда (главу британского подразделения Walmart), Джона МакФарлейна (главу ANZ Banking Group) и пр. По совокупности этих фактов принял окончательное решение.

3. Поддерживал ли банк это начинание?

На весь период обучения я находился в отпуске без сохранения заработной платы, оставаясь сотрудником банка. Одно то, что работодатель продолжает считать тебя «своим», оказывает большую моральную поддержку. Мне это товарищеское плечо сильно помогло. Стоимость обучения и накладные расходы я оплачивал самостоятельно. Еще помог случай: я выиграл британскую стипендию в размере половины стоимости обучения.

4. Как встретила Великобритания?

Лужайками и еще раз лужайками. Таких гладких и ухоженных, я уверен, больше нигде не найти. Прекрасными цветочными садами. Суровой, пронзительной и поэтичной красотой Шотландии и бодрящими звуками волынки. Прочими достопримечательностями начиная с Тауэра и Биг Бена и заканчивая городом викингов Йорком и замком Уорик. Но, конечно же, с бескрайними российскими просторами все это не сравнить! Также поначалу удивляло некоторое высокомерие британцев. Однако со временем, познакомившись с ними поближе и немного поездив в выходные дни по стране, я понял, что людям, в общем-то, есть чем гордиться.

5. И каковы же поводы для гордости?

Хотя бы тот факт, что первоначальное накопление капитала завершилось у них более двухсот лет назад. Оставляя юмор в стороне, больше всего поразил подход к образованию. Ученик чувствует себя наравне с учителем, забрасывает его градом вопросов, может подвергнуть сомнению те или иные его утверждения. С самого детства высказывание собственного аргументированного мнения по любому вопросу только поощряется. Доминирования преподавателя в учебном процессе нет. Наоборот, он потеет, отдувается, отвечает на вопросы, одновременно думая о том, как бы чего не упустить из обязательного материала. В отличие от российской практики какие уж тут лекции в гробовой тишине или, наоборот, в попытках перекричать интенсивно социализирующихся студентов. Или семинарские занятия, когда выбор студента для ответа на вопрос похож на вынесение приговора, а собственное мнение из «попавшего» студента приходится вытягивать клещами. Еще люди с детства привыкают к командной работе, получению знаний опытным путем, во взаимодействии с коллегами. Все это отличается от системы образования, основанной на единоличной зубрежке и муштре, которые нам более привычны. Еще один пример: в Соединенном Королевстве очень много людей, пишущих левой рукой, их от этого никто не отучает, в то время как у нас таких людей методично переучивают писать правой. Но я не говорю, что британская система образования лучше, – она всего лишь другая, более либеральная. Еще меня заинтересовал подход к иммиграционной политике. С одной стороны, на основе развернутой статистики у государства есть детальное представление о том, в каких конкретно отраслях экономики какие конкретно специалисты в дефиците. С другой стороны, есть четкие требования к иммигрантам, дифференцированные по специальностям и уровням квалификации. Прописаны стандарты владения английским языком в разрезе соответствующих позиций. Прозрачно описан процесс подачи и рассмотрения иммиграционных заявок. В результате страна вызывает зависть коллег по Евросоюзу тем, что снимает с рынка рабочей силы самые сливки…

6. Любопытные наблюдения. Но давайте вернемся к самой программе. Расскажите о ее структуре.

Как я уже говорил, продолжительность программы – один год, что обусловливает высокую интенсивность обучения и нагрузку на студентов. Программа состояла из четырех семестров, из которых два – с обязательными курсами, а следующие два – с курсами, которые студент волен выбирать самостоятельно. Итак, компоновка первого семестра: бухгалтерский учет, маркетинг, микроэкономика, операционный менеджмент, проектный менеджмент, количественные методы, организационное поведение. Второй семестр: предпринимательское право (британское/ЕС), финансы предприятий, макроэкономика, управление ИТ-технологиями, управление персоналом, логистика, стратегия. Усвоение материала в первых двух семестрах помимо прочего тестируется на экзаменах. В третьем и четвертом семестре я выбрал следующие дисциплины: финансовый менеджмент, управление изменениями, слияния и поглощения, управление инновациями, организационное поведение.

7. Как был выстроен учебный процесс?

Студенческое сообщество было разделено на два потока, на «красных» и «синих». В свою очередь потоки поделили на учебные команды по 6-7 человек в каждой. С самого утра и до обеда потокам читали лекции по учебным курсам, все остальное время студенты проводили в командах за реализацией проектов, написанием отчетов, подготовкой презентаций и т.д. По большому счету учебными делами была забита вся неделя. По окончании первого семестра составы потоков перемешали. При этом я оказался в другом потоке и другой команде. Сильно облегчало работу то, что жил я рядом со школой, на кампусе, и у меня из дома по локальной сети имелся доступ ко всем ее обширным информационным ресурсам. К учебным аудиториям и, самое главное, бесплатному кофе доступ был круглосуточным.

8. Что было самым сложным?

Самым сложным был первый семестр, прежде всего, в языковом плане. Сначала я с трудом успевал за быстроговорящими лекторами и студентами. Однако, по мере того как шла работа в команде, почувствовал уверенность, сам разговорился и стал гораздо лучше понимать коллег и преподавателей.

9. Обучение на основе примеров, так называемых кейсов, считается краеугольным камнем МВА-программ. Расскажите о Вашем личном опыте.

Действительно, учебные примеры, или кейсы, – непременный атрибут МВА-программы. В Крэнфилде они использовались в учебном процессе повсеместно. Кейсы, как правило, строились вокруг реально существующих компаний, испытывавших проблемы, проходивших через крупные изменения, внедрявших инновационные бизнес-модели и т.п. Кстати, весьма неплохие кейсы были написаны в самой бизнес школе. Счет кейсов, которые студент, работая единолично или в команде, должен «разгрызть» за год, идет на сотни. Обычно кейс не содержит решения проблемы, а ставит вопросы и очерчивает площадку для анализа различных вариантов движения и выбора из них наиболее оптимального…

10. Все это довольно стандартно. Были ли отличия от общей практики?

«Фишка» Крэнфилда, извините за жаргон, – письменный анализ учебного примера (written assessment of a case, WAC). Выглядит это следующим образом. В пятницу, часов в двенадцать дня, вы подходите к своему персональному лотку в учебном здании, которое, кстати, носит демократичное название «форум», и достаете из него кейс где-то на 20 страницах. Видите его, естественно, впервые. С этого момента вам дается 24 часа на подготовку аналитической записки по нему в установленном формате. Вы можете готовить ее самостоятельно, в команде, можете попробовать почерпнуть полезные идеи в ходе обсуждения кейса на потоке, в библиотеку сходить и т.д. Кейс изобилует цифрами и проблемами, а с учетом наличия дел по другим дисциплинам времени на работу остается в обрез. Кроме того, ход анализа и предложения должны быть изложены четко и лаконично, так как количество слов в записке лимитируется 2-3 тысячами. Попытки замылить суть, утопить ее в пространных рассуждениях и заимствованном/цитируемом материале нещадно караются проверяющими. Короче говоря, подход, характерный для МВА-программ лекционного типа «a la russe» с толстенными рефератами, которые никто не читает, здесь никому не интересен. Зачастую аналитические записки пишутся в ночь на субботу, коллективно, за кофе, поеданием дешевой пиццы, шоколада и аналогичных продуктов, чрезвычайно полезных для человеческого организма. Особо успешные студенты при этом расшифровывают аббревиатуру WAC как «weekend at Cranfield» («выходной в Крэнфилде») или как «without a clue» («в тщетных поисках просветления»).

11. Да, забавно…

Это еще не вся забава. Главное - в субботу утром успеть распечатать свое «творение» и сдать его вовремя, т.е. до двенадцати дня. В противном случае половину баллов за работу вам снимут автоматически. С улыбкой и легким содроганием одновременно вспоминаю ситуацию, когда после ночи, подробности которой я Вам уже описал, у меня не сработал будильник и я проснулся без чего-то двенадцать… Ну, в общем, так быстро до этого никогда бегать не проходилось. Плюс к этому еще принтер в «форуме» заело. Хорошо, что спал одетым, иначе не успел бы. Всего таких активных «субботников», к счастью, уже без спурта, на всей программе в рамках разных курсов было штук десять.

Продолжение следует...

По материалам корпоративной газеты Сбербанка России "Мой Сбербанк", октябрь 2009 г.


Назад
Books
Запишись
на бесплатный пробный урок
в любую группу

Оставьте ваш e-mail и будьте в курсе последних новостей и акций

Нажимая, вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных
Теги