Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

Взгляд свысока. Часть 2

Взгляд свысока. Часть 2

Продолжение. Начало читайте здесь

Вопрос: А по какому принципу в Stanford формируются группы?

Ответ: Весь поток в Stanford — 370 человек. По сравнению с другими топ-школами, это мало. Каждый предмет — это свои секции, которые делятся на группы. Но все это очень условно. 


Вопрос: То есть не было одной постоянной группы, в составе которой вы работали?

Ответ: Разве что на занятиях по развитию лидерских навыков. Там действительно была постоянная группа из пяти человек. Мы все вместе проводили лабораторные работы. Еще, пожалуй, дизайнерский курс — совместный проект с другой школой по созданию недорогих, но необходимых вещей для беднейших стран. Мы, например, работали над системой капельного орошения, себестоимость которой — $10. Стоит заметить, что это не бесполезные занятия. Я знаю ребят, реально внедряющих по такой стоимости в Непале детские инкубаторы. По своим практическим характеристикам они могут заменить госпитальные, которые стоят около $20 тыс. Сейчас один из членов моей команды развивает компанию DripTech, которая будет выпускать дешевые и качественные системы капельного орошения для индийских и эфиопских фермеров.

Вопрос: Финальный проект — это и есть практика?

Ответ: Нет, летняя практика — это отдельная работа. Студенты ищут работу на два-три месяца в конкретных компаниях. Например, это может быть банк, консалтинговая или производственная компания. Обычно перед практикантом ставят определенную задачу или просто дают «пожить» в должности. Как правило, студенты используют летнюю практику для того, чтобы попробовать что-то новое, как сделала я. Либо как первый шаг к новому работодателю, потому что уже после первого курса может поступить предложение о постоянной работе.

Вопрос: Наверняка было желание остаться в Штатах и начать работать там?

Ответ: Сначала было. Меня привлекала альтернативная энергетика и инфраструктурное строительство. Калифорния для таких проектов подходит идеально. Но в какой-то момент я поняла, что возможностей для меня больше на рынке России. Еще на мое решение повлияла поездка с моими сокурсниками в Россию. Мы привозили студентов Stanford из разных стран и знакомили с российским бизнесом и культурой. Видимо, экскурс был так хорошо подготовлен, что я сама в него и поверила (смеется).

Вопрос: А кто-то еще из сокурсников заинтересовался перспективой зарабатывать в России?

Ответ: В той поездке была бывшая москвичка, десять лет проработавшая в Штатах. Она тоже сделала выбор в пользу России. Сейчас работает в Москве в консалтинговой компании Bain, хотя до этого не имела вообще никакого опыта работы в Москве.

Вопрос: Бизнес образование в формате Full-Time — довольно дорогая затея…

Ответ: Если уж вы задумались об MBA, то нужно идти именно на Full-Time. Некоторых может привлечь формат Executive MBA, дающий возможность учиться без отрыва от производства. Да, EMBA придаст некую марку резюме и снабдит вас академическими знаниями. Но это не сравнимо с обучением в среде, где есть возможность общения с невероятно интересными сокурсниками. Такой возможности может больше и не представиться.

Вопрос: К каким инвестициям нужно готовиться тому, кто всерьез решил учиться так, как в свое время учились вы? Сколько стоит сама программа (вместе с налогами и прочими издержками), и каков прожиточный минимум в Америке для иностранного студента?

Ответ: По этому поводу хорошо высказался один из выпускников Harvard на встрече, которая проходила в Москве. Он сказал: «Если вы собрались на MBA, то не думайте о деньгах. Вы их найдете после поступления, главное — поступить!» Сейчас, правда, ситуация немного изменилась.

Конечно, до поступления я знала, что мне предстоят серьезные траты в течение двух лет, и я начала экономить. Причем экономила где-то 40% годового дохода. Но все же основные средства я планировала занять у бизнес школы. По расчетам Stanford, студенту для оплаты обучения и проживания должно хватать $70 тыс. в год. Именно такую сумму я и взяла в кредит. К тому же, школа оказала мне безвозмездную помощь в 10% от общей суммы, которая была рассчитана, исходя из уровня моего предыдущего дохода.

В итоге на два года обучения, проживания и интенсивных путешествий мне хватило $150-160 тыс. Но лишние $10 тыс. там не помешают. Они дадут вам дополнительную свободу. Студенты устраивают много совместных поездок в самые разные страны. Это отличная возможность увидеть мир немного другими глазами. Сейчас я понимаю, что такая возможность была не у всех. Ну, и, конечно, за время летней практики можно заработать дополнительные $5-10 тыс. в месяц. Если отработать весь летний сезон, то это дополнительные $30 тыс.

Вопрос: Как вы решили вопрос с работой перед поступлением? Готов ли был ваш прежний работодатель ждать два года, чтобы у него в штате появился специалист одной из лучших бизнес школ мира?

Ответ: В 2005 году, когда я начала готовиться к поступлению в бизнес школу, один из моих клиентов предложил перейти в его команду. Я отказалась, сославшись на скорое поступление. На это он мне сказал: «Хорошо, если ты отработаешь у нас год, мы оплатим тебе обучение». Дело в том, что в то время INSEAD, куда я изначально хотела поступать, не давала кредиты русским студентам. Это предложение решало проблему финансирования моего обучения. Но я поступила в Stanford, и от предложения мне пришлось отказаться.

Вопрос: Обсуждали ли вы со своими однокашниками, как решают вопрос «отрыва от производства» в американских компаниях?

Ответ: Обычно консалтинговые компании посылают своих работников учиться и платят за них. Если человек не захочет возвращаться, он должен будет вернуть сумму расходов, которые компания понесла за время его обучения. Это обычная практика за рубежом.

Вопрос: MBA — это ведь еще и хороший шанс увеличить круг делового общения. К тому же, в Stanford группы интернациональны. Что вы можете сказать про уровень знаний и опыта одногруппников из других стран?

Ответ: Как я уже говорила, это абсолютно неповторимые люди. Такая концентрация талантов создавала особую атмосферу в школе. Люди из разных профессиональных и социальных слоев. У нас был человек, который занимался минированием кораблей при первой атаке в Ираке. Был снайпер из числа американских «морских котиков». Для меня сама мысль, что бывшие военные приходят учиться в Stanford, была невероятна. Была девочка-врач. До бизнес школы она работала в службе скорой помощи, а еще раньше эмигрировала из Украины. Несколько студентов были школьными учителями.

Вопрос: Существуют ли в Stanford какие-то квоты на студентов?

Ответ: Процесс поступления и определения, кого возьмут, — это черный ящик. Даже наладив отношения с главой приемной комиссии, невозможно узнать, почему взяли одних и не взяли других. Наверное, какой-то негласный кодекс существует. Например, в Stanford один из самых больших процентов девушек. Видимо, есть установка, чтобы количество девушек было не совсем маленьким и не совсем большим. Я заметила, что бизнес школы любят разнообразие в своем классе. Если ты «морской котик», но при этом у тебя отличный GMAT и четкое понимание причин, по которым ты идешь в бизнес школу, то у тебя больше шансов поступить, чем у консультанта из McKinsey с такими же данными.

Вопрос: Много ли в классе было русских? Каково мнение преподавателей о них?

Ответ: Помимо меня, в группе был еще один парень из России — как раз консультант из McKinsey. Еще двое из Таджикистана и Азербайджана: закончили местные колледжи и работали в американских энергетических компаниях. Ну, и девушка из Москвы, о которой я уже рассказывала. Преподаватели никого не выделяли. Если студент хотел внимания, то сам его добивался. Все были единым целым. Разве что большая группа китайских и корейских студентов поначалу выпадала из общей картины, но это только первое время.

Вопрос: Наивно полагать, что один факт получения MBA кардинально меняет положение человека на рынке труда. Но все же, как полученная степень отразилась на вашей карьере и зарплате?

Ответ: На самом деле степень не меняет человека, а человек применяет степень там, где это надо. Конечно, у меня были определенные ожидания и цели. Но карьерный сдвиг не был для меня целью стратегической. Да, моя зарплата выросла, но она росла вместе с рынком. Я думаю, что если бы я осталась здесь, она была бы даже больше. Отражение MBA на зарплатах заметно в западных странах — эту статистику публикуют сами школы. А в России разница невелика.

Вопрос: А при приеме на работу замечают наличие степени MBA?

Ответ: У меня сложилось мнение, что если у человека есть MBA, то для него это плюс. Если диплома нет, то никто не будет из-за этого отказывать. MBA дает осознание внутреннего потенциала, который либо находит свое применение, либо нет. Опять же все зависит от самого человека.

Вопрос: В мире существует несколько организаций (National Association of Women MBAs, ASCENT, Women's MBA Network), цель которых — помочь женщинам получить MBA. Какие проблемы могут возникнуть у женщин в процессе обучения?

Ответ: Некоторые мои друзья, проявляя свой сексизм, шутят, что я поступила в Stanford только из-за того, что я женщина (смеется). Из России за образованием девушек действительно едет меньше, чем мужчин. Но в Штатах такой градации нет, для них MBA — это стандартный шаг. Поэтому при поступлении шансы мужчин и женщин равны.

Вопрос: В Стэнфорде не только хорошие знания, но и красивые места с приятным климатом. Чем вам еще запомнилась Калифорния?

Ответ: Про Калифорнию говорят, что это отдельная страна, как Москва в России. Там абсолютно комфортная и профессиональная среда. И в то же время — это большой курорт. Сочетание «из офиса на пляж» сносило мне крышу. В Лос-Анджелесе, где я проходила практику, было еще необычнее. Каждый четверг на пляже Санта-Моники проходили концерты. В восемь часов после работы я садилась в машину и ехала туда к друзьям. В такой атмосфере порой забываешь о прошедшем рабочем дне и предстоящем завтрашнем. Это определяет отношение людей к жизни. Они более позитивные. Поэтому там такая толерантность в отношениях между людьми.

Вопрос: В таких условиях, наверное, тяжело учиться?

Ответ: Бизнес школа ничего ни от кого не требует. На работе от тебя зависят коллеги, подчиненные или даже босс. На учебе — максимум, группа, для которой ты должен приготовить кейс. Отсюда специфика, по которой люди больше выкладываются в групповых занятиях. В индивидуальных занятиях все определяется собственным желанием или нежеланием отдаваться учебе полностью. Тут надо делать выбор, потому что в бизнес школе необходимо соблюдать баланс между тремя основными вещами: деловые связи, будущая работа и знания. Все это связывается простыми человеческими взаимоотношениями. Кто-то делает упор на что-то одно, кто-то балансирует между тремя. Но быть идеальным во всем невозможно.

По материалам статьи Александра Шенаева, E-xecutive.


Назад
Books
Запишись
на бесплатный пробный урок
в любую группу

Оставьте ваш e-mail и будьте в курсе последних новостей и акций

Нажимая, вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных
Теги