Когда я только начал обучение по одногодичной программе MBA в Indian School of Business в городе Хайдарабад (Hyderabad), я вдруг задумался, как ISB удалось пройти путь от идеи до полноценной бизнес школы меньше, чем за десять лет.
Ответ на этот и многие другие вопросы я нашел спустя несколько месяцев.
ISB - это тяжелый труд, хотя и приятный. Ради обучения в этой школе мне многим пришлось пожертвовать: оставить престижную работу в одной из крупнейших медиакомпаний Индии, расстаться на время с моей женой Нети (Neeti), оставив её в Мумбае. Но здесь у меня появились новые друзья, я многому научился. Я чувствую, что стал намного богаче в плане опыта.
Успех ISB, возможно, случаен – пробелы в индийской системе бизнес образования и высокий спрос на квалифицированных менеджеров в условиях развивающейся экономики лишь способствовали воплощению мечты в жизнь.
Но все 400 студентов выпуска 2009 года знают, в основном из лекций по конкурентной стратегии, что при создании ISB, говоря простым языком, ни в чем не полагались на случай, продумано была все: от поддержки трех ведущих бизнес школ мира - Wharton, Kellogg и London Business School, до первоклассной инфраструктуры и преподавательского состава.
Нам, постоянно проживающим на кампусе студентам, жаловаться было не на что. Здесь инфраструктура несомненно на порядок выше, чем в других бизнес школах Индии и, безусловно, одна из лучших в мире.
Моя комната в студенческом городке намного больше моей спальни дома в Мумбае.
Теперь для нас заведения, работающие 24 часа, не в новинку. Библиотека - одна из лучших в Азии, и в ней всегда достаточно студентов, отдыхающих после сложных занятий по корпоративным финансам за игрой в сквош в три часа утра.
Местные профессора имеют высокие ученые степени, но не гнушаются общением со студентами в неформальной обстановке. Но самый большой плюс заключается в том, что кроме местных профессоров в школе преподают приглашенные профессора из Wharton, Kellogg и LBS. Среди них такие знаменитости, как Боб Стайн (Bob Stine) и Ричард Уотерман (Richard Waterman) (статистика) из Wharton, Прашант Кале (Prashant Kale) (стратегия) из Ross Business School и Джагмохан Раджу (Jagmohan Raju) (маркетинг) из Wharton, но этот список далеко не полон.
Я долго старался держаться как можно дальше от финансов и бухгалтерии всю свою студенческую и профессиональную жизнь, а теперь я получаю удовольствие от изучения этих дисциплин.
Как и в любой другой престижной бизнес школе, здесь можно встретить людей, много добившихся в различных сферах жизни.
К.К. Прахухлаадх (C.K. Prahalad) выступил с воодушевляющей речью о «преимуществах и возможностях тех, кто находится в начале пути», а Нараяна Мурти (Narayana Murthy), один из основателей Infosys, рассказывал об учреждении институтов и роли предпринимателей в социальной политике.
Что касается лично меня, я был рад пообщаться с двумя индийскими предпринимателями: Сандживом Бхикчандани (Sanjeev Bhikchandani), успешным предпринимателем в сфере Интернет-технологий, и Манишем Сабхарвалом (Manish Sabharwal), основателем первой в Индии компании по предоставлению временных работников TeamLease. Они оба делали упор на то, что важно верить в идею и стремиться к её воплощению, а не зацикливаться на цифрах и руководствоваться только здравым смыслом.
И никакими словами не описать, как мне повезло учиться с теми, с кем я учился.
Один мой одногруппник работал в Samsung и участвовал в создании чипа для iPhone, другой - специалист по ракетам, третий - состоявшийся индийский певец. У одной студентки есть 15 патентов, другая имеет пять наград за работу на вооруженные силы. И даже есть известный спортсмен Вирен Раскуинха (Viren Rasquinha), бывший капитан индийской национальной хоккейной команды (Indian National Hockey Team).
И несмотря на то что студенты конкурируют друг с другом, мы поняли, что добьемся большего в сотрудничестве по организации мероприятий, таких, например, как первая конференция по частному капиталу и прямым инвестициям в бизнес школе в Индии, или ночные вечеринки, или сессии по обмену знаниями.
Но кроме напряженной работы и развлечений остались два неразрешенных вопроса. Первый из них сугубо личный: преуспею ли я в этой бешеной гонке за хорошей работой - в консалтинговой фирме или инвестиционном банке. Но ответ на этот вопрос мы узнаем чуть позже.
Второй вопрос социальный: есть ли у студентов иммунитет к требованиям экономики, где сейчас усиливается разрыв между богатыми и бедными? Это частично было решено советом выпускников, которые определили, что наш выпуск будет «Союзом сознательных молодых менеджеров».
Кстати, ответ не заставил себя ждать: 15 августа, в день независимости Индии, ISB’s Net Impact Club пригласил на кампус 250 детей с ограниченными возможностями, и все студенты целый день играли с ними, рисовали и т.д.
В конце дня у нас было 250 счастливых детей и группа молодых менеджеров, понявших, что мало какое удовольствие можно сравнить с радостью видеть улыбку на лице ребенка.
В августе, когда наводнения обрушились на Бихар (Bihar), штат в Восточной Индии, и оставили без крова более миллиона людей, студенты ISB собрали Rs 600,000 (£7000, $12,910), а также медикаменты, одежду, таблетки для очистки воды и отправили это в район бедствия.
Итак, возвращаясь к тем двум вопросам - действительно ли студенты смотрят в будущее и надеются не только на профессоров? За моими плечами четыре месяца обучения, и я твердо знаю, что ответ - «да».
Что касается первого вопроса, то я не могу ответить на него прямо, но уверен, что, когда начнется гонка за идеальное рабочее место после получения степени MBA, прогрессивное отношение к миру не исчезнет.
По материалам сайта www.ft.com.