Краткосрочные программы, которые предлагают обзор основ по менеджменту, сейчас пользуются спросом, поскольку уволенные работники открывают для себя ценность маленького ноу-хау в бизнесе.
Том МакКинли (Tom McKinley) впервые услышал о программе mini MBA, которая преподается в университете University of St. Thomas, когда посещал группу по развитию связей для безработных, живущих в городах-побратимах. Занятия в течение недели в колледже Opus College of Business показались очень подходящими для МакКинли, бывшего пятидесятивосьмилетнего менеджера по продажам и отца двух детей в возрасте студентов колледжа, который искал работу, поскольку был сокращен полгода назад.
«Сейчас наблюдается колоссальное количество людей, ищущих работу, особенно в моей области, и я понял, что мне необходимо усовершенствовать свое образование и диплом», - рассказывает МакКинли, который смог получить 2 495 доллара на оплату обучения в качестве гранта по программе Minnesota's Dislocated Workers Program.
Через несколько недель он оказался в аудитории бизнес школы с преподавателями программы MBA, освежая знания по таким темам, как финансы и производство, изучая кейсы и участвуя в бизнес-моделировании. Занятия прибавили ему популярности на рынке труда, сообщает МакКинли, который внес сточку об образовании в свой профайл на ресурсе LinkedIn и других сайтах по поиску работы.
«Я уже заметил, что интерес к моему резюме вырос, как только я прошел курс занятий, - считает МакКинли. - Люди будут спрашивать меня: «Что вы делали, пока были безработным в течение шести месяцев?» Обучение - один из пунктов, которые я могу указать».
Менее дорогостоящий способ получить диплом
При экономическом спаде люди, как МакКинли, все больше и больше стремятся к быстрым и недорогим способам усовершенствования их образования и восстановления знаний по бизнес-наукам. Многие обращаются к образовательным программам по бизнесу быстрого обучения, относящиеся обычно к программам mini-MBA, которые в последние годы стали быстро распространяться в бизнес школах по всей стране. Занятия, которые обычно варьируются по цене от 2000 до 4000 долларов, нацелены на менеджеров среднего звена, у которых зачастую нет бизнес образования или MBA, но кто хочет получить лучшее представление об основах бизнеса, чтобы посодействовать развитию своей карьеры. Курсы также часто служат в качестве пробной площадки для людей, кто не уверен в том, что хочет вкладывать время и деньги в MBA, для чего может потребоваться два или более года и расходов на сумму более 100 000 долларов.
В последние годы еще больше бизнес школ стали предлагать программы mini-MBA среди программ формата executive education, согласно экспертам в данной области, хотя и не существует данных, которые отслеживают число этих программ. Группы обычно ведут преподаватели программ MBA, которые за несколько дней, за месяц или два вечерних занятия дают концентрированный обзор тем и концепций, которые изучаются на программах Full-Time MBA в течение двух лет. Студенты обычно получают свидетельство о повышении квалификации за посещение занятий, а в некоторых школах можно получить учебную нагрузку, необходимую для получения диплома. В большинстве случаев плату за обучение осуществляет компания студента, но все чаще школы сталкиваются с тем, что больше людей платят за курсы из собственного кармана или, как в случае с МакКинли, при помощи грантов для безработных. Школы отмечают, что интерес к программам mini-MBA сильно возрос за последний год, так как открываются дополнительные отделения и зачисляется рекордное число студентов.
Такого типа учебные курсы MBA изначально предлагались в консалтинговых компаниях, таких как McKinsey & Co. и Booz Allen Hamilton, чтобы их только что набранные молодые сотрудники получили образование по основам бизнеса. Но в последние годы все больше бизнес школ начинают предлагать подобные программы на территории школы, а использование термина "mini MBA" получило более формальное применение в сообществе образования в области менеджмента, считает Дэн ЛеКлэр (Dan LeClair), вице-президент и директор по обработке информации ассоциации Association to Advance Collegiate Schools of Business, которая проводит аккредитацию программ бизнес образования.
«Я считаю, преимущество школ, особенно с названием программ mini MBA, в том, что они научились предоставлять набор знаний и навыков, которые помогают людям осознать ценность диплома программы MBA и понять, подходит ли она для них или нет, - заявляет ЛеКлэр. - Краткий формат также удобен, поскольку, так сказать, вы видите свет в конце туннеля».
Больше возможностей по развитию связей
Ричард Кафлан (Richard Coughlan), старший помощник декана бизнес школы Robins School of Business, говорит, что заметил рост числа студентов из недавно сокращенных сотрудников, которые записываются в группы mini-MBA их школы, многие из них используют деньги, полученные в качестве выходного пособия, чтобы оплатить программу.
«Я думаю, студенты ищут доступное и быстрое образование по актуальным темам бизнеса, - говорит Кафлан. - Если они могут посвятить немного времени и денег, тогда у них появится еще одна строчка в резюме и другие возможности для установки связей, поэтому, я думаю, существует много причин, почему мы наблюдаем растущий интерес к этим программам».
Несмотря на популярность данных программ, не всем в сообществе бизнес образования нравится использование термина "mini MBA" для описания таких курсов. На самом деле, некоторые бизнес школы сознательно избегают этого словосочетания, беспокоясь о том, что оно означает, что студенты получают эквивалент образования MBA, а не курсы по повышению квалификации.
Например, бизнес школа Ross School of Business предлагает программу, которая сравнима с программами mini MBA, представленными в других бизнес школах, но предпочитает называть этот ускоренный одиннадцатидневный курс "Business Acumen". Другие ведущие школы, такие как Columbia Business School и Kellogg School of Management, предлагают похожие программы с названиями "Essentials of Management" или "Management Institute".
Выгода "mini MBA"
«Вы слышите термин mini MBA по большей части от заказчиков и клиентов, но, мне кажется, что большинство людей, относящихся к преподавательскому составу и персоналу бизнес школ, немного морщатся, услышав его», - говорит Мелани Барнетт (Melanie Barnett), генеральный директор программ executive education бизнес школы Ross.
Но не у всех школ одинаковый образ мышления. Одна из тех школ, кто применяет данный термин, - это Rutgers Business School в Нью-Джерси, которая предложила впервые программу mini MBA по основам бизнеса в качестве пробного проекта в 2002 году. Студенты курса прошли 12 занятий по три часа по ключевым темам бизнеса, которые проводились старшими преподавателями программ MBA.
«Что мы намеревались сделать, так это углубить основные, поверхностные знания людей, а также заполнить имевшиеся пробелы, - рассказывает Эйб Вейсс (Abe Weiss), исполнительный директор центра школы Rutgers Management Development. - Задача заключалась в том, чтобы снабдить студентов уверенностью и инструментами, в которых они нуждались».
Программа оказалась настолько популярной, что школа Rutgers вскоре официально зарегистрировала термин "mini MBA" в Нью-Джерси - шаг, который дает им эксклюзивное право на использование термина в данном штате. Программа с тех пор пережила несколько различных видоизменений, включая индивидуальные образовательные программы, преподаваемые в компаниях и больницах.
Продолжение следует...
По материалам сайта www.businessweek.com.