В связи с усилением интеграционных процессов большинству фирм приходится выходить на международный уровень, чтобы найти поставщиков и/или продать продукцию и услуги за рубеж. Таким образом, возросла необходимость в менеджерах, способных работать в международной среде.
Навыки, необходимые в международном менеджменте
Успех международной компании, выходящей на мировую арену, в значительной степени зависит от особенностей рынка, а также собственных ресурсов и талантов.
Такие выражения, как «расшириться в международном плане или умереть», «как можно быстрее проникнуть на местные рынки» или «избегать стратегических союзов», побуждают к действию, но, в большинстве случаев, вводят в заблуждение, что неудивительно: универсальных советов по стратегии не бывает.
Вести международный бизнес сложнее, чем действовать в рамках одного национального рынка в связи с культурным разнообразием и разницей в законодательстве. Большинство международных компаний крупнее национальных фирм, их организационные механизмы, например координация или принятие решений, сложнее для понимания и управления.
Таким образом, эффективным международным менеджерам следует выработать следующие группы навыков:
Межкультурные, основанные на обширных знаниях о различных культурных практиках и картинах мира. Менеджерам необходимо видеть культурные различия и преодолевать их, выбирая подходящую форму коммуникации и адаптируя методы управления к местным особенностям.
Аналитические. Международный бизнес является более сложным и комплексным. Таким образом, менеджерам необходимы навыки расширения масштаба, упрощения сложностей и поиска равновесия между адаптацией к местным особенностям, стандартизацией и глобальными операциями с ценными бумагами.
Технические. Международный бизнес требует, чтобы менеджеры были готовы к проблемам, с которыми не сталкиваются местные компании, а именно: выбор иностранных рынков, определение времени, скорости и схемы выхода на рынок, принятие решения о переводе части производства за рубеж, учет стоимости транспортировки, внедрение зарубежного продукта и т.д.
Как выпускники развивают навыки международного бизнеса
Ведущие программы обеспечивают развитие указанных выше навыков, опираясь на три главных элемента:
Учебный план: темы, касающиеся непосредственно международного бизнеса, включены в расписание. Кроме того, в таких основных курсах, как маркетинг, финансы, производство и т.п., преобладает международная перспектива. Это означает, что в обучении не только используются международные кейсы из разнообразных национальных контекстов, но и подробно рассматриваются особые проблемы, возникающие в связи с интернационализацией.
Поликультурный аудиторный опыт: элементы практического обучения необходимы для улучшения навыков работы в поликультурной среде. У студентов и преподавателей должен быть международный опыт. Многие ведущие программы в сфере международного менеджмента предлагают ситуации, в которых поощряются принятие ответственных управленческих решений и поиск оптимальных мер в неясных ситуациях.
Программы международного обмена и стажировок – это прекрасная возможность проверить и дополнить приобретенные знания о культурах и определить роль менеджера в разных средах. Многие бизнес школы, предлагающие специализацию в международном менеджменте, подписали соглашения о программах по международному обмену с партнерскими учебными заведениями.Успех выпускников МВА в условиях международного бизнеса зависит не только от навыков, но и от сети контактов.
По окончании программы МВА выпускники должны не только уметь справляться с комплексными проблемами, управлять неясными обстоятельствами и принимать ключевые решения, но и иметь доступ к мощной организации выпускников, которая поможет им создать бизнес в тех странах, где у них еще нет опыта.
По материалам сайта TopMBA.