Генри Минтцберг (Henry Mintzberg) первым подчеркнул это еще 25 лет назад, но никто из игроков рынка – ни бизнес школы, ни отрасль, ни студенты – не захотел слушать, потому что всем было удобно в сложившейся ситуации. Возможно, никто просто не понимал, почему традиционные программы MBA готовят «слишком погруженных в анализ и оторванных от практики менеджеров». В конце концов, мы разумные люди и принимаем разумные решения. Так в чем проблема?
Рынок труда, знакомый моему отцу, был приблизительно таким: одна работа на всю жизнь; линейное развитие карьеры в рамках определенной профессии, которое зависит от глубоких, часто технических знаний; строгая иерархия; односторонняя коммуникация сверху вниз; деление на правильное и неправильное; сосредоточенность организаций на внутренних процессах. В таких условиях создавались программы МВА и разрабатывались навыки, которым до сих пор обучают студентов.
Но этого рынка больше нет. Средний американец, которому больше 40 лет, успевает сменить не менее 10 мест работы. Ушла в прошлое идея пожизненной работы на одном месте, изменилось и многое другое: часто сотрудники не работают в офисе, а покидают крупные организации, чтобы развивать независимую карьеру – и даже не одну – через сети контактов. Теперь важно не что мы знаем, а как применяем полученные знания – пресловутая экономика знаний. Добавьте сюда постоянное общение, глобальный охват, краудсорсинг (передачу ряда производственных функций неопределённому кругу лиц без заключения трудового договора), открытое программное обеспечение и инновации, и окажется, что современный рынок труда сильно отличается от того, на котором работал мой отец.
Результатом этого стали неясные и комплексные условия, в которых не хватает данных для традиционного анализа, так как никто не может разобраться во всех деталях головоломки. Вместо черного и белого мы видим всевозможные оттенки серого, обучение происходит на основе исследования и эксперимента, а не в формате передачи знаний. Для работы на этом рынке не достаточно рационального подхода, традиционного для программ МВА, теперь нужны навыки эмоционального интеллекта, лидерства и принятия решений в неоднозначных обстоятельствах. В основе нового набора навыков должно лежать интегративное системное мышление, понимание своих сильных и слабых сторон и готовность строго придерживаться этики бизнеса.
Кроме того, требуются курсы, посвященные моделям бизнеса и социальным инновациям, планированию, комплексному и системному мышлению, разнообразию (в том числе и в умах), с сильным акцентом на навыках межличностного общения, работы в команде и коммуникации.
Это не значит, что традиционные деловые умения стали лишними, просто теперь их недостаточно для достижения успеха. В четких условиях для принятия решения хватит и рациональных аргументов. Но в неясных обстоятельствах, вроде глобального климата, необходимо нечто большее, то, что привлечет не только умы, но и сердца. Развитые эмоциональные и рациональные навыки помогут обратить на себя внимание сегодня, но завтра их наличие станет условием выживания.
Кто первым пойдет по этому пути? Бизнес школы? Отрасль? Студенты? Результатов нельзя достичь по отдельности: все три стороны должны работать вместе, создавая бизнес-образование будущего. Именно отсюда начинается понимание нового рынка труда как развивающейся и адаптирующейся системы, изменение одного элемента которой влечет за собой трансформацию других.
Беттина фон Штамм (Bettina von Stamm), основатель Форума инновационного лидерства (Innovation Leadership Forum).
По материалам сайта
Financial Times.