У Джона Тэйна (John Thain) он имеется. Как и у Ричарда Фалда (Richard Fuld), Стэнли О’Нила (Stanley O’Neal) и Викрама Пандита (Vikram Pandit). Если на то пошло, есть он и у Джона Паулсона (John Paulson), значимой фигуры хеджевого фонда.
Да, все пятеро обладают крупным счетом в банке даже сейчас, и каждый появлялся в заголовках газет. Но все эти нынешние и бывшие финансовые гиганты также являются типичными выпускниками MBA.
Степень магистра делового администрирования - диплом, обеспечивающий проход в корпоративную Америку, особенно он востребован на Уолл-срит; в последние годы ведущие бизнес школы регулярно отправляли более 40% своих выпускников в мир финансов.
Но в ситуации, когда экономика расстроена и многие финансовые компании находятся в состоянии свободного падения, аналитики и даже сами преподаватели интересуются, не внес ли способ обучения студентов бизнес школ свой вклад в самый серьезный экономический кризис последних десятилетий.
«Это так очевидно, что нечто значимое провалилось, - сообщает Анхель Кабрера (Angel Cabrera), декан бизнес школы Thunderbird School of Global Management. - Мы можем найти другой способ, но... позвольте. Генеральные директора этих компаний - это люди, которыми мы привыкли хвалиться. Мы не можем сказать: «Ну, это не наша вина в том, что происходит систематический и повсеместный провал руководства».
У критиков бизнес образования имеется много жалоб. Некоторые говорят, что школы стали слишком научными, слишком обособленными от проблем реального мира. Другие говорят, что студентов учат находить поспешные решения для сложных проблем. Еще одна группа настаивает на том, что школы предлагают студентам ограниченный и извращенный взгляд на их роль – что они выходят из школ нацеленными на максимизацию акционерной стоимости, лишь частично осознавая этические и социальные факторы, необходимые для управления бизнесом.
Такие недостатки могут привести к неподготовленности выпускников бизнес школ к принятию таких решений, которые, предпринятые вместе, смогли бы помочь смягчить финансовый кризис, считают критики.
«Существуют экстраординарные предметы в бизнес образовании и достаточно многообещающих моментов, - считает Джудит Ф. Самуэльсон (Judith F. Samuelson), исполнительный директор программы Business and Society Program института Aspen Institute. - Но что является основной теоремой бизнес образования? Это требуется еще найти».
Некоторые работодатели и агенты по набору персонала также задают вопросы о значение MBA и говорят молодым людям, что они могут получить лучшее обучение на работе, чем в бизнес школе. Растущие число компаний организует программы, чтобы помочь сотрудникам развить свои навыки внутри фирмы.
На многих кампусах сейчас происходят изменения в программе курсов. Некоторые школы акцентируют свое внимание на долгосрочное мышление и лидерство, а многие добавляют семинары по рассмотрению экономического кризиса.
Джей О. Лайт (Jay O. Light), декан бизнес школы Harvard Business School, приводит аргумент, что был нарушен баланс как на кампусах, так и в экономике. «Мы пережили очень продолжительный период благоприятных финансовых времен, и люди стали меньше обращать внимание на управление рисками,и больше на то, чтобы делать деньги, - сообщает он. - Нам необходимо вернуть фокус обратно в центр».
Бизнес школы были сконцентрированы на себе, и некоторые из текущих проблем могут происходить из-за последней масштабной самопроверки школ. В конце 50-х в отчетах уполномоченных институтов Форда и Карнеги говорилось о посредственном преподавательском составе и программе предметов, узко направленных на развитие профессиональных навыков.
Одной из рекомендаций для бизнес школ является пожелание стать более аналитическими и точными в своем подходе. И со временем так стало почти везде. Докторские программы ничем не примечательны. Профессора проводят независимое исследование и зачастую публикуются в научных журналах. Студенты изучают комплексные модели анализа конкурирующих стратегий, оценки сделок и т.д.
Но школы могут уйти слишком далеко в этом направлении, по словам Уоррена Бенниса (Warren Bennis), профессора менеджмента университета University of Southern California. «Школы страдают от чрезмерного акцента на строгости и недооценке применимости в реальной жизни, - говорит он. - Бизнес школы забыли о том, что они профессиональные школы».
Генри Минцберг (Henry Mintzberg), профессор управленческих наук в университете McGill University, также приводит аргумент, что, т.к. студенты проводят столько времени, разрабатывая быстрые ответы на комплексные варианты проблем бизнеса, они не изучают в достаточной степени опыт реального мира.
"Несмотря на всю аналитическую строгость в сегодняшних бизнес школах, другая основная рекомендация в отчетах институтов 50-х гг. о том, чтобы бизнес стал настоящей профессией с кодексом норм поведения и идеологией её роли в обществе, получила не такое широкое применение», - считает Ракеш Хурана (Rakesh Khurana), профессор бизнес школы Harvard и автор исторического анализа бизнес образования “From Higher Aims to Hired Hands”.
По его мнению, бизнес школы никогда не учили студентов как докторов или юристов, это было частью профессии. А в 70-е гг. мир захватила идея о том, что цена акций компании является первым измерением успеха. Эта идея изменила концепцию бизнес школ о соответствующих техниках менеджмента.
Вместо того чтобы воспринимать себя как долгосрочных стюардов экономики, менеджеры, кажется, являлись в основном агентами владельцев – акционеров – ответственных за максимизацию благосостояния акционеров.
«Что-то вроде рыночного фундаментализма охватило бизнес образование, - сообщает профессор Хурана. - Новая логика преимущественного права акционера освобождала менеджмент от любой другой ответственности, кроме как за финансовые результаты».
Снаружи, по крайней мере, бизнес школы выглядят надежными. Годами они притягивали самых талантливых студентов, и многие лучшие кандидаты до сих пор туда поступают. На самом деле, заявки на поступление в бизнес школы обычно возрастают по мере размягчения экономики, поскольку потенциальные студенты смотрят на высшие школы как на спасение от профессиональной неопределенности.
Продолжение следует...
По материалам сайта www.nytimes.com.