Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

Впереди Америки?

Впереди Америки?

Неамериканские бизнес школы стремятся стать уникальными, предлагая студентам более индивидуализированный подход, больше гуманитарных предметов и ускоренные программы обучения.

В первый же день своего обучения по программе MBA в Queen's School of Business Мишель Романов (Michele Romanow) была приятно удивлена тем, что профессор по макроэкономике поздоровался с ней и назвал её по имени. А они даже не встречались. Другая профессор отвечает на её звонки даже в выходные. И к тому же она пригласила Мишель для презентации бизнес-плана для класса EMBA, чтобы узнать её мнение. Окончив обучение, Романов воплотила этот план в жизнь и занимается производством и распространением икры. «Если вы найдете помощников, то получите тройную выгоду», - говорит она.

В бизнес школе Queen’s, которая уже третий раз уверенно занимает первое место в рейтинге иностранных бизнес школ по версии BusinessWeek, подобный персональный подход является частью культуры. Это выгодно выделяет школу на фоне других участников рынка бизнес образования. В прошлом всем хватало просто возможности получить образование за рубежом. Но после того, как бизнес школы Америки начали наступление и расширили границы своего влияния далеко за пределы континента благодаря открытию кампусов в других странах и стали активно принимать в свои ряды иностранных студентов, их зарубежные коллеги понимают, что нужно придумывать что-то новое и уникальное. Теперь 10 ведущих неамериканских бизнес школ имеют свою уникальную черту, которая позволяет им выгодно отличаться от американских программ и друг от друга. Они предлагают персональный коучинг, курсы гуманитарных дисциплин, обучение в сжатые сроки, которое позволяет получить заветный диплом MBA в два раза быстрее.

Для многих школ важную роль сыграли недавние изменения. Количество американских аппликантов, присылающих в неамериканские школы свои баллы по GMAT, увеличилось на 35% за последние четыре года. «Приходится быть креативным, чтобы привлекать студентов. Теперь эти школы более известны, чем восемь лет назад», - говорит консультант по вопросам поступления на программы MBA в неамериканские школы Стейси Блэкман (Stacy Blackman).

Камерность неамериканских программ позволяет проявить персональный подход к студентам, о чем и мечтать не смеют учащиеся американских бизнес школ. Каждый студент школы Queen’s может обратиться за помощью к пяти наставникам, начиная с консультанта по самосовершенствованию и развитию, с которым они встречаются регулярно, и заканчивая персональным инструктором по фитнесу. В бизнес школе IMD, которая занимает седьмое место в рейтинге, каждому студенту полагается 20 часов работы с психологом, который помогает лучше понять себя и свою манеру руководить. Если тренинги проходят в режиме группового занятия, то ведущими специально провоцируются конфликтные ситуации, чтобы студенты учились действовать в трудных ситуациях. «Одна из главных задач преподавателя - заставить группу взорваться», - считает Оле Якоб Скйелтен (Ole Jakob Skjelten), который в прошлом ноябре окончил IMD.

Разнообразие обучения

Неамериканские программы обучения предоставляют студентам первоклассный опыт работы на международном уровне, его нельзя даже сравнивать с различными командировками за границу или изучением международных кейсов, предусмотренных программами американских бизнес школ. В LBS, занявшей 5-е место, группы первокурсников формируются таким образом, чтобы все 6 участников представляли различные страны и части света. В INSEAD (3-е место рейтинга) только 10% преподавателей могут быть из одной страны. Прошлогодний класс IE Business School (2-е место в рейтинге) состоял из 287 представителей 55 национальностей.

Состав студентов бизнес школы IE является не только самым разнообразным в мире, эта школа побила все рейтинги BusinessWeek среди американских и неамериканских бизнес школ в номинации работа со студентами. Родриго Санчес Идальго (Rodrigo Sanchez Hidalgo), который окончил обучение в декабре, занимался в классе с представителями 15 различных стран мира, включая Казахстан и Сальвадор. Чтобы сделать состав студентов ещё более разнообразным, IE открыла офисы приемных комиссий в Сингапуре, Дубае, Берлине и Лиссабоне. Их главной целью является подготовка специалистов, адаптированных к работе в мультинациональной деловой среде. «Это все не должно превращаться в единый котел, в котором стираются различия между культурами», - говрит Сантьяго Инигуез де Озоно (Santiago Iniguez de Ozono), декан этой бизнес школы.

В то время как подавляющее большинство американских программ MBA длятся 2 года, большинство топовых школ в Европе и Канаде предлагают одногодичные программы. В 2005 году Richard Ivey School of Business, занявшая четвертое место в рейтинге, перешла на двенадцатимесячное обучение. Эта программа не стала пользоваться бешеной популярностью, но количество желающих поступить увеличилось на 40% в прошлом году. LBS также изменила свою программу, и теперь студенты могут получить заветный диплом за 15 месяцев, а не за 21. Подобные изменения помогают школам вроде LBS в конкурентной борьбе против программ IMD, которые являются самыми короткими в рейтинге неамериканских программ MBA. Там студенты получают диплом уже спустя 10 месяцев после начала обучения.

Программы не только становятся короче, появляются новые отличительные черты, которые не типичны для американских программ. IE запустила двухнедельную программу LAUNCH в начале года, которая учит студентов адекватному и правильному общению. Said Business School (10-е место в рейтинге) побуждает своих студентов изучать гуманитарные предметы и социальное предпринимательство. В учебную программу Rotman School of Management, занявшую 8-е место в рейтинге, уже два года входят специальные семинары по гуманитарным предметам. Это часть того, что декан школы Роджер Мартин (Roger Martin) называет курсом обучения «интегрированному мышлению», который помогает студентам решать проблемы бизнеса нетрадиционными способами. «Вместо того чтобы просто применять существующие модели, студент понимает или изобретает новые подходы», - говорит Мартин. Эта программа уже привлекает и новых работодателей, среди которых американские дизайнерские фирмы NBBJ, IDEO, Continuum.

И всё же, принимая во внимание высокую стоимость рекрутинга за рубежом и небольшой размер бизнес школ, иностранные программы проигрывают, когда речь идет о трудоустройстве студентов в самые популярные и крупные корпорации Америки. Но безработными студенты иностранных бизнес школ не останутся. Неамериканские школы сотрудничают с неамериканскими компаниями, которые стремятся разнообразить национальный состав своих сотрудников. Например, Alpina, колумбийская компания по производству молока и напитков, планирует в этом году предложить 15 мест выпускниками программы MBA школы IE, а также в следующем году нанять выпускников INSEAD, LBS и IESE. Для будущих студентов MBA, которые ищут опыт учебы в бизнес школе, не сравнимый ни с чем похожим в Америке, такой интерес со стороны неамериканских компаний, стремящихся расширить национальное разнообразие среди сотрудников, может быть лучом надежды.

По материалам сайта www.businessweek.com.


Назад
Books
Запишись
на бесплатный пробный урок
в любую группу

Оставьте ваш e-mail и будьте в курсе последних новостей и акций

Нажимая, вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных
Теги