Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

Восстановление репутации

Восстановление репутации

Бизнес школа Harvard Business School, подвергшаяся критике за то, что она не научила выпускников справляться с экономическим обвалом, проанализирует свою деятельность, применяя практику, которую она обычно использует для анализа корпораций, находящихся в кризисе.

Рабочая группа, созданная по распоряжению декана, разрабатывает кейс, чтобы проанализировать, справляется ли школа с тем, чтобы научить студентов понимать и управлять рисками в современной среде, сообщает Пол Хили (Paul Healy), сопредседатель группы. Метод изучения кейсов – это техника, которую Harvard применяет для анализа решений, принятых руководителями под давлением обстоятельств.

219 профессоров школы Harvard всерьез возьмутся за изучение кейса на собрании 27 мая и смогут в ходе дискуссии предложить изменения в программе.

«Мы посадим их на места студентов», - сообщает в интервью Хили, профессор бизнес администрирования.

В то время как официальные представители бизнес школ при Stanford University и Massachusetts Institute of Technology говорят о том, что они разработали кейсы, направленные на рассмотрение причин кризиса, Harvard использует коллапс в качестве возможности для самоанализа. Профессора будут размышлять, насколько потускнеет репутация школы, и проведут дебаты относительно статей, критикующих их учебное заведение и выпускников, которые помогли привести в действие финансовый кризис, сообщает Хили.

Среди выпускников Harvard – Стэнли О’Нил (Stanley O’Neal) и Джон Тайн (John Thain), бывшие генеральные директора компании Merrill Lynch & Co., занимавшие руководящие посты до разорения нью-йоркской компании; Рик Вагонер (Rick Wagoner), снятый с должности генерального директора компании General Motors Corp.; Кристофер Кокс (Christopher Cox), бывший председатель SEC (Комиссии по ценным бумагам США).

Бренд пострадал

«Я уверен, что бренд в некоторой степени испорчен, - сообщает из своего кабинета в Бостоне Хили, уроженец Новой Зеландии. - Люди, которых я очень хорошо знаю, говорят мне в лицо: «Вы, ребята, сами отчасти виноваты», - и я считаю, что это справедливо. Сейчас самое время подумать о том, какие верные действия мы должны предпринять».

Профессора могут провести полдня на собрании в группах по 90 человек в Aldrich Hall, сообщает Хили и добавляет, что эти планы неокончательные. Здание Aldrich, располагающееся в центре кампуса, было построено в 1965 г. и имеет аудитории, предназначенные для проведения обсуждений кейсов. Последний раз школа капитально пересматривала программу в 2004 г., когда был введен необходимый курс по этике после бухгалтерского мошенничества компании Enron Corp. в 2001 г.

В 2007 г., еще до финансового кризиса, бизнес школа Stanford Graduate School of Business ввела программу, предназначенную для развития критического мышления относительно лидерства на занятиях, заменяющих лекции, в маленьких группах.

Понимание мошенничества

Новые серии семинаров в школе, располагающейся недалеко от г. Пало Альто (Palo Alto), штат Калифорния, помогают «студентам раскрыть и защитить их значение», сообщает декан Роберт Джосс (Robert Joss) в статье для майского выпуска журнала Stanford Business magazine. Занятия включают тему «Понимание мошенничества», которая рассматривает вопрос, почему люди принимают неэтичные решения.

Школа Yale School of Management, располагающаяся в г. Нью-Хейвен (New Haven), штат Коннектикут, запустила подобную программу в 2006 г., согласно сайту школы.

В школе MIT Sloan School of Management, расположенной в г. Кембридже (Cambridge), штат Массачусетс, студентов учат оценивать влияние своих действий на общество, а не только на инвесторов, сообщает Джоанн Йейтс (Joаnne Yates), заместитель декана.

«Мы хотели бы, чтобы наши студенты после выпуска знали не только количественные инструменты, но и то, каким образом внедриться в целый мир финансов, - считает она. - И не хотим, чтобы они все считали, что это только игры с числами».

Школам необходимо рассмотреть, каким образом они учат и могут ли студенты научиться принимать решения, опираясь на интуицию, а не только на числа, поясняет Луис Латеф (Louis Lataif), декан бизнес школы Boston University School of Management и выпускник 1964 г. бизнес школы Harvard.

Алые буквы позора

«Сейчас есть определенное осознание, что мы можем являться частью проблемы, - сообщает Латеф. - Образование подразумевает намного больше, чем обучение тому, как считать баланс. Может, тот кусок, которого не хватает – это не еще один курс по этике, а способность думать, выходя за рамки данных, и принимать меры, опираясь на полезные инстинкты».

Теперь ученые степени, полученные в бизнес школе Harvard, – это «алые буквы позора», написал выпускник школы Филип Делвз Бротон (Philip Delves Broughton) в первой колонке мартовского выпуска издания Sunday Times of London: «Время от времени, от скандала к скандалу, кажется, что школа, которая выпускает всего 900 студентов в год, очутилась в гуще событий».

Школа Harvard Business School, основанная 101 год назад, насчитывает 200 преподавателей и почти 1800 студентов, жаждущих получить степень MBA.

Тайн уволен

Под руководством О’Нила, выпускника школы 1978 г., компания Merrill Lynch потеряла более 30 млрд долларов, перед тем как ее поглотила Bank of America Corp., расположенная в г. Шарлотт (Charlotte), штат Северная Каролина. Тайн, последователь О’Нила, закончивший школу в 1979 г., был отстранен от должности после растраты 1,2 млн долларов на обновление своего офиса. Компания General Motors Corp., располагающаяся в Детройте, на нью-йоркских торгах опустилась больше чем на 90% со своего пика, будучи под управлением Вагонера, выпускника 1977 г. школы Harvard Business School, который уволился 29 марта под давлением президента США Барака Обамы.

Кокс возглавлял SEC с 2005 по январь этого года, пока Комиссия не обанкротилась, под его руководством вложив средства в аферу Бернарда Мэдоффа (Bernard Madoff). Кокс закончил Harvard Business School в 1977 г.

Хотя школа, возможно, разделяет меру ответственности за решения своих выпускников, «есть довольно много обвинений, которые можно обрушить в разных направлениях», по мнению У. Карла Кестера (W. Carl Kester), заместителя декана по учебной деятельности.

Школа заслуживает доверие за воспитание Джейми Даймона (Jamie Dimon), генерального директора компании JPMorgan Chase & Co., располагающейся в Нью-Йорке; Роберта Капито (Robert Kapito), президента нью-йоркской инвестиционной компании BlackRock Inc. и других выпускников, которые проявляют лидерские качества и чьи финансовые компании выжили, считает Кестер.

Ошибки в суждении

Многие выпускники, замешанные в неудачах, учились в школе 20 или 30 лет назад, до того как занятия по управлению рисками, макроэкономике и лидерству были востребованы, говорит Кестер.

«Произошли изменения в учебном плане, которые, я надеюсь, сделают прививку студентам, закончившим обучение в последние 5 или 10 лет и в дальнейшем, - сообщает он. - Я надеюсь, они будут менее склонны к некоторым ошибкам в суждении».

Введенный в 1925 г. метод case-study показывает студентам детали затруднительных ситуаций, с которыми сталкиваются менеджеры. Зачастую нет единственного правильного решения, и кейсы применяются для стимуляции дискуссии, говорит Кестер. Группа может рассмотреть 25-30 кейсов в семестр.

Сотни кейсов

Студент может изучить в общей сложности 600 кейсов, сообщает Джозеф Бадаракко (Joseph Badaracco), руководитель программы MBA. Большинство кейсов остаются в учебном плане по три или четыре года, добавляет он. Другие, например, кейс о снятии с продажи лекарственного препарата Тайленола (Tylenol) в 1982 г. компанией Johnson & Johnson, располагающейся в г. Нью-Брансуик (New Brunswick), штат Нью-Джерси, используется уже десятилетиями. Некоторые компании, такие как General Electric Co., располагающаяся в Фэрфилде (Fairfield), штат Коннектикут, и Google Inc., находящаяся в г. Маунтин-Вью (Mountain View), штат Калифорния, являются очень популярными темами, которые преподаются неоднократно, говорит он.

Профессора Harvard Business School пишут около 350 кейсов в год, а в 2008 г. продали 8,2 млн копий кейсов для адаптации на занятиях по бизнесу по всему миру, согласно сайту школы. Продажи от кейсов принесли 29,2 млн долларов в 2008 г. или 6,4% от оборота школы, согласно годовому отчету.

Профессора написали кейсы, которые будут изучаться в этом году на курсах, чтобы осветить уроки глобального кризиса. Темы затрагивают поглощение компании Bear Stearns Cos. компанией JPMorgan и недостаток бухгалтерского контроля в компании New Century Financial Corp., (Ирвин (Irvine), штат Калифорния), кредиторе ненадежных заемщиков, объявившем о своем банкротстве в апреле 2007. Другие кейсы были написаны, чтобы вызвать обсуждение на темы учета по текущим ценам и роли компаний с рейтингом кредитоспособности.

Серии лекций

Джей Лайт (Jay Light), декан школы, создал в ноябре рабочую группу под управлением Хили и Питера Туфано (Peter Tufano), профессора финансов. Им было поручено просветить преподавательский состав и студентов относительно экономического сдвига.

Группа уже создала серию семинаров для профессоров и инициировала серию лекций для студентов. Школа также провела трехдневную программу для выпускников, собравшую 90 бывших студентов.

В феврале группа начала разработку кейса для предоставления преподавательскому составу. Результатом может стать набор рекомендаций для Лайта, которые можно воплотить в жизнь в течение года, рассказывает Хили.

Одна из перемен, которая может возникнуть, в большей степени затрагивает занятия по общему менеджменту и экономике, которые вместе объединяют широкие темы о рисках и ответственности, а не курсы по специфичным функциям, таким как маркетинг, говорит Хили.

«Есть ли вещи, над которыми мы можем лучше поработать? - спрашивает он. - Чему мы учим? В голову приходит, что учим лучше понимать риски, лучше понимать управление рисками. Мы учим этому, но, может быть, не в достаточном объеме, как должны».

Легко преподавать

В настоящее время Harvard требует от студентов первого года обучения по программе MBA изучать курсы «Бизнес, Правительство и Международная Экономика» и «Лидерство и Корпоративная Ответственность».

До этого года данные курсы воспринимались некоторыми студентами и преподавателями скептически, сообщает Лаура Альфаро (Laura Alfaro), ведущая курс международной экономики. «Они считали, что этот курс нужно пройти, но на самом деле он не имеет значения, - рассказывает она. - Я не знаю, продолжают ли они думать так же теперь, но они понимают, что не могут об этом говорить вслух. Мы сейчас в таком положении, когда преподавать этот курс очень легко».

По материалам сайта www.bloomberg.com.


Назад
Books
Запишись
на бесплатный пробный урок
в любую группу

Оставьте ваш e-mail и будьте в курсе последних новостей и акций

Нажимая, вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных
Теги