Некоторые могут посчитать этот вопрос глупым.
В конце концов, разве одно не приводит к другому? И все же слишком многие кандидаты МВА уделяют больше внимания будущей компенсации, а не возможностям, которые позволят им занять влиятельное положение в компании. Выбирая бизнес школу, они основываются на начальной зарплате и бонусах выпускников. И совершают ошибку.
Вопрос о соотношении влияния и денег - первое, что возникает в уме при чтении новой книги Джеффри Пфеффера (Jeffrey Pfeffer) “Power: Why Some People Have It—And Others Don’t” («Власть: почему одним она дана, а другим нет»). Пфеффер - независимый преподаватель организационного поведения в Stanford Graduate School of Business. Здесь он обучает будущих МВА с 1979 г. Также Джеффри Пфеффер является автором и соавтором 13 книг. Он уже довольно долго занимается вопросами влияния и власти.
В начале книги Пфеффер знакомит нас с Энн (Anne); без сомнения, это его студентка МВА, которая с умом разыгрывает так называемые комбинации власти. Это интригующее повествование, из которого извлечь уроки смогут все интересующиеся, включая тех, кто считает, что власть это политическая игра, с которой они не хотят иметь ничего общего.
«Энн мечтала руководить высокотехнологичным проектом, - пишет Пфеффер. – Но она была бухгалтером, не имела ни технического образования, ни опыта работы в сфере высоких технологий. До получения бизнес образования работала в государственном секторе – была старшим бухгалтером в важной организации в небольшой стране, а теперь связывала свои ожидания с Силиконовой долиной в Калифорнии. Тем не менее, Энн смогла достичь своей цели благодаря ряду дальновидных комбинаций».
Многие МВА, меняющие направление развития карьеры, оказываются в подобной ситуации. У Энн не было опыта работы в престижной консалтинговой фирме, элитном инвестиционном банке или компании венчурного капитала. Хуже того, она была бухгалтером. И все же хотела с помощью степени МВА перейти в ту сферу, знаний о которой у нее было явно не достаточно.
Найти свое место
«Успех начинается с подготовки, - продолжает Пфеффер. – В то время как большинство ее соотечественников выбирали предпринимательские программы, Энн пошла в техническую школу на курс по организации коммерческих предприятий. В группе в обычной бизнес школе на каждого инженера приходится около трех МВА, в то время как на курсе в технической школе на четырех инженеров приходится только один МВА».
«Энн не просто стремилась улучшить свою рыночную позицию, она хотела, чтобы занятия проходили недалеко от лабораторий, где разрабатываются технологии и где она могла бы найти более интересные возможности. Центральной частью курса были бизнес-проекты, которые оценивали преподаватели и венчурные компании. В этих проектах надо было проявить навыки МВА».
«Поговорив с несколькими проектными командами, Энн присоединилась к группе, работавшей над программным продуктом, который улучшал результаты деятельности существующего программного обеспечения, не требуя при этом значительных затрат на аппаратное обеспечение. Разумеется, Энн не участвовала в разработке этой технологии и чувствовала определенное высокомерие по отношению к своим навыкам со стороны коллег-инженеров».
Проиграть, чтобы выиграть
«Найдя свое место, Энн стала терпеливо ждать, пока остальные члены команды ее оценят. Команда – Энн была единственной женщиной – планировала выпустить продукт на относительно небольшой рынок, который уже заняли три главных участника. Энн показала коллегам данные, согласно которым эта идея не была удачной, но не стала спорить, и целевой рынок во время презентации не был изменен. Эта презентация потерпела сокрушительное поражение от венчурных компаний. В результате инженеры поняли, что Энн разбирается в фактической стоимости. Когда курс закончился, команда продолжила разрабатывать свою идею и получила небольшой летний грант от компании венчурного капитала на развитие бизнеса. Энн взяла на себя финансовые вопросы».
Разумеется, вы догадались, что случилось дальше. Пфеффер пишет: «Энн окончила школу и получила предложение от крупной консалтинговой фирмы. Она рассказала команде об этом предложении, таким образом дав коллегам понять, что у нее есть возможность получать гораздо более высокую зарплату, чтобы они ценили ее и понимали, что угроза ее ухода реальна. Кроме того, Энн намеренно поручала инженерам такие задания, в которых сама прекрасно разбиралась, например, создание презентаций или финансовые прогнозы, чтобы они поняли, что эти задачи не такие легкие, как им казалось. Энн использовала знание бухгалтерского дела и бизнеса, когда изучала статьи по регистрации новой компании и документацию по ее финансированию. В то же время она, будучи более общительной, чем инженеры, создала сеть контактов в той сфере, в которую они планировали выйти. Эти контакты помогли команде найти финансирование, когда лето закончилось вместе с первым грантом».
«Энн не просто продемонстрировала бизнес-навыки, она проявила политическую дальновидность и настойчивость. Когда обучение закончилось и команда основала свою компанию, на должность исполнительного директора был еще один кандидат, кроме Энн. Тогда Энн сообщила коллегам, что не будет работать в компании, если исполнительным директором назначат ее конкурента. Чтобы показать серьезность своих намерений и получить еще больше влияния, она устроила встречу своих коллег с другими МВА, которых могли взять на ее место. Так как Энн провела много времени с командой за совместной работой и поеданием пиццы, группе было гораздо комфортнее работать с ней. В конце концов, она стала вторым исполнительным директором и нашла средства финансирования продукта в хеджевом фонде. Нет никакой гарантии, что бизнес или продукт будут иметь успех, но Энн достигла цели, став лидером многообещающей компании в области высоких технологий меньше чем через год после выпуска, преодолев значительное противодействие и отсутствие опыта».
Три причины разыгрывать комбинации власти
В чем мораль этой истории? Пфеффер спрашивает: «Почему бы просто не избегать власти, опустить голову и принимать подачки от жизни?»
Да потому что вы не сможете этого сделать, если по-настоящему хотите добиться успеха. Мир останется суровым, даже если вы получите степень МВА в одной из лучших бизнес школ мира. Добиться влияния и использовать его – это не только полезный навык выживания в организации, это необходимость для эффективного руководителя и лидера.
Пфеффер приводит и другие существенные причины, почему вам следует разыгрывать комбинации власти. Во-первых, влияние означает более длинную и здоровую жизнь. Исследования последовательно доказали, что чем выше степень контроля, которым вы обладаете на работе, тем меньше риск смерти от ишемической болезни сердца. Во-вторых, власть, а также значимость и престиж, которые ее сопровождают, приводят к богатству. Примерами этому могут послужить Билл и Хилари Клинтон, а также бывший мэр Нью-Йорка Руди Джулиани. Не менее важно и то, что власть и влияние являются частью лидерства и необходимы для получения результата.
Кроме того, власть всегда у победителей. А кто хочет оказаться в команде проигравших?
По материалам сайта poetsandquants.com.