Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

Уроки жизни

Уроки жизни

Замечу, что перед тем, как вновь примкнуть к научному сообществу, т.е. в те времена, когда я был по ту сторону ограды кампуса и сам был работодателем, я считал бизнес школы чем-то вроде рекрутинговых фирм по набору управленческих кадров среднего и высшего звена, но никак не школами в полном смысле этого слова.

Когда я защитил докторскую степень по финансам и начал преподавать на факультете финансов в Cass Business School в Лондоне, мне показалось, что пора уже определиться, чего я хочу от научной деятельности.

По опыту работы на Уолл Стрит и в Сити я точно знаю, что тому, кто только задумывается о получении MBA или просто повышении квалификации, следует, прежде всего, задуматься о компетентности преподавательского состава.

Есть безусловно и лучшие критерии. Но не следует ли работодателям, которые заинтересованы в наборе новых управленческих кадров, задаваться тем же вопросом?

Вы, пожалуй, до смерти перепугаетесь, если услышите от вашего хирурга перед операцией, что весь свой опыт он приобрел из книг, а о вашей операции имеет представление благодаря статье в научно-популярном журнале.

Некоторые профессии подразумевают прохождение стресс-тестов перед наймом, но это не относится к менеджменту. Я хочу сказать, что вы можете быть превосходным преподавателем в бизнес школе только благодаря умению улаживать проблемы, возникающие в последний момент перед заключением сделки, но подобный опыт должен быть настолько же важен для учебного процесса в бизнес школе, как и изучение методов анализа ситуации. А для студентов и для работодателей решающим должен стать фактор разнообразия учебного и практического опыта, полученного в школе.

И все же, сколько я ни смотрел в научных журналах, сколько ни изучал сайтов, посвященных научной работе и карьере в научном мире, сколько ни рассматривал предложений о работе, я ещё не встречал требования иметь хоть небольшой опыт работы в соответствующей вашей специализации сфере или вообще какой-либо опыт работы. Конечно, старшие научные сотрудники должны обладать опытом преподавания, но почему же не требуется опыт преподавателю бизнес школы?

Пытливые умы

Ответ на этот вопрос весьма прост, перспективные студенты, да и работодатели тоже не задаются вопросом об опыте и навыках. Я проводил собеседования с выпускниками бизнес школ 20 лет подряд и на мой вопрос: «Почему вы выбрали именно эту школу и эту программу MBA?», они обыкновенно говорили о таблицах рейтингов, примере старших коллег, уровнях зарплаты, месте расположения, громких именах. Лишь несколько говорили о профессорах и уровне подготовки. И никому не приходила в голову мысль об исследовательской работе, уровне преподавания, хотя я в начале своей преподавательской карьеры руководствовался только этим. Лишь небольшое количество аспирантов в бизнес школах обладает пытливым умом, но всё чаще они склонны проводить исследования на уровне теории, а не на практике.

Но как же заинтересованность и тяга к знаниям самих студентов MBA? Почти отсутствует. Чаще всего они вкладывают деньги или регистрируются в самых престижных фирмах, которым нужны руководящие работники. В то время как у меня перспективная работа и есть возможность подниматься по карьерной лестнице, а также я знаю, что позже буду ещё более ценным сотрудником, многие перспективные студенты просто не задумываются об этом, они боятся ошибиться в выборе школы.

Разочарован ли я этим фактом? Немного, но рассматриваю это как вызов. Деловой мир преподал мне горькие уроки, я знаю, что мир не совершенен, а твоя задача заключить сделку на самых выгодных условиях до истечения срока.

Но всегда есть возможность что-либо изменить. Когда я работал над проектом финансирования инвестиций в одну транснациональную корпорацию несколько лет назад, я выяснил, что при незначительном изменении условий сделки можно добиться значительного сокращения налогообложения сразу в двух странах. Это сохранило бы нашим клиентам около 10 процентов инвестируемой суммы (что составляло весьма приличное количество денежных средств, больше, чем годовое финансирование всех бизнес школ в Англии). Я помню, что сначала я не поверил своим глазам, но потом осознал все возможные преимущества. Когда я рассказывал этот случай в аудитории вместе с теоретической базой для этого, которую я нашел уже работая над своей докторской, я видел, как загорались глаза студентов. Очень приятно видеть понимание в глазах учеников, мне кажется, этот случай они запомнят гораздо лучше примеров из учебника и кучной теории.

Актуальность

Получается замкнутый круг - чем больше я делюсь со студентами жизненным опытом, тем лучше они понимают теорию и усваивают её.

Но в ходе многих конференций мне не раз говорили, что опыт не является обязательным для профессора. Мне говорили, что для успеха на этом поприще, нужно публиковать достаточно статей в лучших научных журналах.

Исследовательская работа может обернуться неожиданными открытиями, но для профессора без опыта работы чаще исследовательская деятельность придает веса теоретическому материалу.

В деловом мире, несмотря на широту исследования, оно никогда не заменит опыта. Но блестящие результаты моих коллег в кампусе говорят о том, что десятилетия практического опыта не обеспечат вас теоретическими знаниями. Важно найти правильный баланс между теорией и практикой, но это не всем под силу. Это следует учесть бизнес школам. Легче проводить какие-то изменения, когда нет иных проблем.

Мне кажется, студентам, работодателям и научному обществу следует требовать более опытного профессорского состава от самых популярных бизнес школ. Наблюдая за текущей удручающей ситуацией в Сити и на Уолл Стрит, я могу очень точно казать, когда и где экономическая теория возобладала над практикой. Начиная с ипотечного кредитования и фондов венчурных инвестиций, которые основывались на неудачных моделях, заканчивая управлением компаниями, которые приносили доход акционерам, везде опыт недооценили.

Мой исследовательский интерес лежит в сфере управления банками, большинству которых не хватает более опытных членов совета директоров, особенно сейчас в не лучшие для них времена. И это должно быть уроком для профессуры бизнес школ, пока ещё не слишком поздно.

Питер Хахн (Peter Hahn), профессор Cass Business School.

По материалам сайта www.ft.com.


Назад
Books
Запишись
на бесплатный пробный урок
в любую группу

Оставьте ваш e-mail и будьте в курсе последних новостей и акций

Нажимая, вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных
Теги