Роберт Брунер (Robert Bruner), декан бизнес школы Darden School of Business при University of Virginia и соавтор книги "The Panic of 1907: Lessons Learned from the Market's Perfect Storm", призывает студентов брать уроки из финансового кризиса.
Нынешний кризис дает поучительную историю по этике, рискам, зарплатам и роли бизнес школ, которую они сыграли в расстройстве деятельности Уолл Стрит, говорит Роберт Брунер в интервью с Даной Маттиоли (Dana Mattioli). Выдержки из интервью следуют ниже:
Вопрос: Какие уроки нынешние студенты бизнес школ должны вынести из последнего финансового кризиса?
Ответ: Этика всегда должна быть на первом месте. Кажется, что система способна перейти границы или готова к явно неэтичному или незаконному поведению. Всегда именно в панике мир расплачивается за неэтичное поведение. Если вы посмотрите на создания схем Понци, то они совпадают с экономическими впадинами на графике. Эти кризисы являются иллюстрацией плодов неэтичного поведения. Студенты должны уделять этому особое внимание.
Второе - это лидерство. Я считаю, что лидер должен обладать многими характеристиками, но одной из ключевых является осознанность. Хорошие лидеры - это вовлеченные, заинтересованные и бдительные люди. Возможно, культовым негативным примером может служить Джимми Кейн (Jimmy Cayne), который по неофициальной информации играл в бридж в то время, когда разорился банк Bear Stearns (мистер Кейн отказался от комментариев). Лучшие лидеры поступают наоборот. Осознанность в основном заключается в способности видеть рядом, смотреть вперед, думать стратегически и представлять последствия. Лучшими лидерами в течение этого кризиса оказались те, кто продемонстрировал осознанность и способность присутствовать. Примером может послужить Джейми Даймон (Jamie Dimon) [генеральный директор J.P. Morgan Chase & Co.].
Вопрос: Бизнес школы получили множество обвинений за время кризиса. Это обосновано?
Ответ: Каждый из нас должен посмотреть в зеркало и почувствовать некоторую долю ответственности за этот кризис. Мы все поступали таким образом, что внесли свой небольшой вклад в пережитое за последние два года. Бизнес школы в некотором роде были скоры на одобрение действий, происходящих на Уолл Стрит, таких как интенсивное влияние эффективных рынков и торговая деятельность, зависящая от соглашений. Мы, естественно, обучали всем тем инструментам и концепциям, которые применялись при наращивании пузыря. Бизнес школы стремились быть сторонниками и распространителями тех практик, который использовались самыми лучшими фирмами. Я считаю, что в будущем мы должны подходить к обучению таким практикам более критично, с большей осторожностью и более тщательным анализом, чем мы это делали в начале этого десятилетия.
Вопрос: Какие уроки должны вынести из этого кризиса бизнес школы?
Ответ: Я бы остановился на трех новых темах: усиление этики, поведенческие экономика и финансы и осознание границ между бизнесом и государством, - что, я считаю, является прогрессивным вопросом для нас сегодня. Давайте верить, что этот кризис постепенно исчезает из виду, но его последствия играют намного большую роль для государства сегодня, чем когда-либо ранее.
Вопрос: Как вы считаете, уроки будут усвоены, или Уолл Стрит вернется к своим докризисным методам?
Ответ: Я верю в оплату по результатам и в то, что такие большие зарплаты во многих случаях заслужены. Нам необходимо внимательно изучить те формулы, по которым такие зарплаты вычисляются и оплачиваются. Если мы сможем привлекать руководителей к осознанию издержек, к более внимательному пониманию рискованных последствий их деятельности, тогда ситуация исправится.
Мы намного серьезнее стали уважать управление рисками, особенно в финансовых институтах. У нас есть ряд четких примеров банкротства отлично управляемых компаний, чтобы осознать степень их подверженности риску. Я надеюсь на более осмотрительную деятельность Уолл Стрит в следующие годы.
Одна из причин, по которым я написал эту книгу, заключается в том, что я был свидетелем обучения и забвения уроков обществом по мере того, как экономический цикл возрастал и падал. Мы выносим тяжелые уроки из паники и крушений, но как только экономика восстанавливается, нам свойственно считать, что мы устранили причину недавнего бедствия и что в будущем все будет по-другому.
По материалам сайта www.online.wsj.com.