Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

Удар по бизнес образованию

Удар по бизнес образованию

После четырех лет работы консультантом по вопросам управления в таких компаниях, как Deloitte Consulting и Booz Allen Hamilton, Ари Перльману (Ari Perlman) очень хотелось попробовать себя в качестве инвестиционного банкира. В связи с чем этим летом 26-летний студент MBA в Darden School of Business при University of Virginia пошел стажером в Lehman Brothers. Потом случилась вся эта чертовщина.

На фоне разваливающейся экономики и Wall Street, по большей части оказавшейся на пороге краха, Lehman Brothers урезали бонусы для стажеров. А к тому времени, как Перльман вернулся в университет, компания объявила о банкротстве. А как же последний чек компании, покрывающий транспортные расходы Перльмана? Не принят. Письмо по электронной почте объясняет, что новый чек будет выслан с новым письмом. Естественно. «С тех пор от них ни слуху ни духу, - говорит Перльман, который теперь снова ищет работу в консалтинге. - И, если честно, не очень-то и рассчитываю на что-то».

На кампусах бизнес школ США люди всегда были полны надежд. Теперь все по-другому. Студенты, такие как Перльман, смиряют свои ожидания, пересматривают карьерные планы и довольствуются малым, когда каскадный эффект мирового финансового кризиса достигает программ MBA по всей стране. По мере того как компании сворачивают найм студентов второго курса и конкуренция за несколько оставшихся рабочих мест в финансовом секторе становится свирепой, все новые и новые студенты пополняют самый жесткий рынок труда со времен Интернет-бума. «Я думаю, следующий спад будет очень, очень тяжелым, - говорит Джордж Дж. Дэли (George G. Daly), декан McDonough School of Business при Georgetown University. - Это terra incognita».

Несмотря на безрадостные перспективы для сегодняшних студентов, число заявлений в бизнес школы растет, во многом за счет тех, кто уволился с работы, или тех, кто надеется благополучно пережить кризис. С большим количеством заявлений члены приемной комиссии могут быть строже, и 2009 год становится особенно трудным для поступления в лучшие бизнес школы.

Тем временем профессора и деканы пытаются извлечь уроки из финансового кризиса, предлагая новые курсы, проводя встречи в стиле городского совета, посвященные обвалу рынка, внося коррективы в учебный план и сочиняя новые кейсы, основанные на последних событиях, всколыхнувших рынок. Риск-менеждмент, доселе непопулярный курс по выбору, вероятно, станет более важной частью расписания многих бизнес школ в следующие три-пять лет – тренд, который Роберт Мейер (Robert Meyer), один из директоров центра исследования риск-менеджмента и процесса принятия решений (the Risk Management & Decision Processes Center) в Wharton School при University of Pennsylvania, называет «потенциально трансформирующим».

Для сегодняшних студентов главная проблема все же - найти работу, и нигде эта мечта не тает так быстро, как на Уолл Стрит. Брайан Мирошник (Brian Mirochnik), 26-летний студент МВА в Simon Graduate School of Business при University of Rochester лицом к лицу столкнулся с этой проблемой в поисках работы в ивестиционно-банковском секторе. Он не получил предложения от UBS после летней стажировки и теперь пытается найти вакансию, но он боится, что поиск может легко растянуться до весны. «В любом банке мне рассказывают про сокращения и говорят, что не знают, когда снова будут нанимать людей на работу», - говорит Мирошник. Он бросил поиск среди вакансий гигантов Уолл Стрит и рассматривает исключительно нишевые инвестиционные компании и банки средней руки: «Многие факторы, влияющие на мое трудоустройство, больше не в моих руках».

Студенты второго года обучения, такие как Мирошник, оказались в самом ненадежном положении. По данным исследования группы компаний MBA Career Services Council, порядка 70% из 77 опрошенных образовательных учреждений заметили в октябре снижение возможности найти работу на полный рабочий день в сфере финансовых услуг. В то же время около половины респондентов отметили общий спад предложения труда и частичной занятости на 5% за этот период, некоторые отмели и 10%-ный спад.

В следующем году рынок труда выпускников МВА может начать вести себя подобно тому, как он вел себя в период, последовавший за Интернет-бумом, когда некоторые банки и консалтинговые компании аннулировали и изменяли условия трудовых договоров, которые предлагалось продлить студентам-второкурсникам. В этот раз подобного не наблюдается – пока что не наблюдается.

Однако многие волнуются, что ситуация изменится, если экономика впадет в глубокую длительную рецессию. «Спад, последовавший за Интернет-бумом, был поистине ужасным, - говорит эксперт из Джорджтауна господин Дэли. - Ситуация не достигла уровня тех лет, но все к этому идет».

Продолжение следует...

По материалам сайта www.businessweek.com 

Назад
Books
Запишись
на бесплатный пробный урок
в любую группу

Оставьте ваш e-mail и будьте в курсе последних новостей и акций

Нажимая, вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных