Необходимо ли предпринимателям бизнес образование?
Количество бизнес школ, существующих в мире на сегодняшний день, измеряется тысячами, и в их числе едва ли найдется хотя бы одна, где бы не обучали предпринимательству. Как бы то ни было, большая часть всемирно известных успешных предпринимателей, таких как Бил Гейтс, Ричард Брэнсон, Опра Уинфри, во взаимоотношениях с бизнес школами ограничивались лишь периодическими выступлениями перед студентами. Более того, исследование, проведенное недавно в лондонском King’s College, еще раз подтвердило то, о чем все мы интуитивно догадывались: оказывается, склонность к предпринимательской деятельности заложена у человека в крови, то есть проблему следует отнести скорее к сфере генетической, нежели образовательной. Если так, то тут же возникает вопрос, какой тогда вообще смысл получать бизнес образование тому, кто уже является прирожденным предпринимателем?
У многих наиболее популярных бизнес школ готов незамедлительный ответ: ведь на самом деле они как раз и занимаются развитием врожденных предпринимательских способностей, а не обучением профессии предпринимателя. Другими словами, как сказал Тимоти Фэйли (Timothy Faley), исполнительный директор института предпринимательства в Michigan’s Ross School of Business: «Одной идеи не достаточно. Прежде всего, необходимо понимать механизмы превращения хорошей идеи в хороший бизнес».
Что школы и делают всевозможными способами. Один из них – формирование преподавательского состава таким образом, чтобы наряду с именитыми профессорами привлечь к преподаванию настоящих бизнесменов, имеющих успешный опыт управления собственным предприятием. Кроме того, создаются своего рода «инкубаторы» где студенты вынашивают свои идеи, и день за днем реализуют их в реальной жизни, получая не только консультации, но и наличные средства в качестве инвестиций.
Возможно, подобная поддержка сейчас как никогда актуальна. В современном мире предприниматели сталкиваются с проблемами гораздо более сложными, нежели Ричард Брэнсон, который начинал с продажи пластинок по телефону-автомату. По словам Патриса Ходайера (Patrice Houdayer), главы одной из известных европейских школ с фокусом на предпринимательство EMLYON во Франции, любой бизнес в своем развитии должен пройти несколько этапов: гаражный, местный, национальный и международный. Однако в настоящее время, благодаря огромному скачку в сфере коммуникаций, бизнес можно практически сразу вывести на международный уровень, минуя предыдущие стадии, и столкнуться при этом с целым рядом совершенно новых проблем и испытаний. В этой связи профессор Ходайер считает, что многообразие методик, используемых в курсе МВА, позволяет новоиспеченным предпринимателям полностью погрузиться в международную среду; научиться эффективному взаимодействию с представителями различных культур, а также почувствовать всестороннюю связь современного бизнеса с мировой экономикой.
Скорее да, чем нет?
Безусловно, предпринимательство, во всяком случае, с точки зрения бизнес школ, развивается не только в плане своей международности. Существует мнение, что масштабы предпринимательской деятельности уже вышли далеко за пределы малого бизнеса, основные принципы которого, как выяснилось, могут применяться и в крупных компаниях. Поскольку у каждой концепции должно быть название, то такая предпринимательская деятельность в рамках крупных компаний получила свое определение – внутрифирменное предпринимательство, или интрапренерство.
Очевидно, что интрапренерство – отличная идея. Огромное количество крупных предприятий, достигнув определенного уровня, останавливаются в развитии, а креативная искра, которая изначально привела к успеху, бесследно гаснет под гнетом бюрократии, конформизма и нежелания рисковать. Что может быть более эффективно в такой ситуации, чем поместить в вялое корпоративное окружение пару амбициозных авантюристов, жаждущих деятельности? Позвольте, возразят многие, но не мы ли наблюдали результаты деятельности подобных авантюристов, позволив им встать у рычагов власти? Выдвигая «гениальные» идеи в виде повсеместной выдачи высокорисковых займов и пренебрегая элементарными понятиями риск-менеджмента, они привели нас к жесточайшему экономическому кризису со времен 30-х годов.
Весьма интересный взгляд, однако, Вероника Бушар (Veronique Bouchard), преподаватель курса мирового предпринимательства в EMLYON, считает, что существует большая разница между предпринимателем и «безумным торговцем». По ее мнению, внутрифирменное предпринимательство дает почву не для внедрения безумных идей, а для использования инновационных ресурсов, которые должны быть неотъемлемой частью любого успешного бизнеса. Это означает создание условий, с одной стороны, стимулирующих появление новых идей и подходов, а с другой – обеспечивающих наличие сдерживающих и уравновешивающих факторов. Таким образом, организации смогут избежать той неразберихи, в результате которой возник бум банковских операций, предшествовавший мировому финансовому кризису. Кроме того, создание таких условий позволит исключить позицию «брать пока дают», которая возникает, когда менеджеры не решаются отказаться от лишних проектов из-за опасения, что потом будет сложно получить финансирование. Отсюда вывод: для того чтобы быть действительно эффективными, школам следует заниматься не только обучением самих предпринимателей, но, что еще более важно, уделять внимание повышению образовательного уровня бизнес-среды, в которой эти предприниматели осуществляют свою деятельность.
По материалам сайта www.economist.com.