Покупка учебников весьма обременительна, а порой и мучительна. Эта истина применима и в отношении бизнес образования. К тому моменту, когда студенты попадают в школу, они уже, вероятнее всего, отлично подкованы в сфере проблем книготорговли. Эти навыки необходимы, ведь розничная цена на некоторые учебники, требующиеся в ведущих школах, превышает 200 долларов.
Покупка учебников так же неизбежна, как выбор курсов или групповых проектов, однако совсем не обязательно тратить на книги много денег. Главное – четко знать, что вы делаете. Это не всегда так просто, как кажется, даже для студентов, обладающих исключительными компьютерными навыками. Разумеется, можно выбрать книгу поновее в университетском магазине, но это только начало.
В сети полно сайтов, предлагающих якобы самые дешевые учебники. Цены на книги растут, стоимость образования достигла небывало высокого уровня, вдобавок, экономическая ситуация весьма неблагоприятна – в таких условиях усилия, затраченные на поиск учебников подешевле, безусловно, окупятся. Как бы ни были находчивы издатели, студенты ничуть им не уступают.
Олигополия
Не будет преувеличением сказать, что студентам просто необходимо проявлять эту самую находчивость. Согласно данным Центрального Финансового Управления (General Accounting Office), рост цен на учебники в два раза превысил рост инфляции с 1986 года. Сегодня, как показали результаты проведенного в 2008 году исследования National Association of College Stores (NACS), студенты тратят в среднем около 700 долларов в год на покупку необходимых материалов.
Отчасти это обусловлено ростом затрат на производство учебников, но определенную роль играет и ситуация на книжном рынке. В своем докладе 2006 года о финансовой помощи студентам в Совещательном комитете Департамента образования США Джеймс В. Коч (James V. Koch), президент Old Dominion University, говорит о том, что на этом рынке сложилась олигополия. По его словам, пять издательств – Thomson, Wiley, Houghton-Mifflin, Pearson и McGraw-Hill Companies – контролируют рынок и выпускают около 80% всех учебников.
Более того, Коч утверждает, что рынок учебной литературы уникален. В отличие от большинства рынков потребительских товаров, где спрос на продукцию создается покупателями, спрос на учебники создается совсем другими лицами – преподавателями, которые выбирают ту или иную литературу для занятий. Это позволяет издательствам завышать цены и не нести при этом убытки.
Издательства также могут выпускать специальные комплекты – например, книги с приложенными CD-дисками или другими материалами – для увеличения цен. В таких случаях даже если студенту требуется только сам учебник, ему придется купить его по завышенной цене.
Хитрости книготорговцев
Однако ситуация не столь страшна, как может показаться. Во-первых, как подметили некоторые экономисты, студенты толковы и покупают с умом. Да, цены на книги высоки, но они высоки в прейскурантах – как правило, там указаны максимальные цены. А во многих книжных и даже в онлайн-магазинах учебники можно приобрести намного дешевле.
Как удалось выяснить сотрудникам BusinessWeek, розничные цены очень сильно варьируются, поэтому стоит узнать цены в разных магазинах – экономия стоит затраченных усилий. Проще и быстрее всего воспользоваться сайтом, на котором представлены цены многих розничных торговцев учебниками, и выбрать лучшую. Можно начать с booksprice.com и allbookstores.com. На обоих сайтах приводятся цены самых популярных онлайн-магазинов, таких как alibris.com, half.com, bookbyte.com и даже amazon.com. Если результаты общего поиска вас не удовлетворяют, можно отправится на сайты книготорговцев. Не забудьте данные издания, автора и издательства требуемой книги, поскольку некоторые учебники, например, по микроэкономике, называются одинаково, но в корне отличаются друг от друга.
Будьте готовы к неожиданностям. Иногда продавец предлагает новую версию учебника за меньшие деньги. Например, в Abebooks новая книга Джонатана Берка (Jonathan Berk) и Питера ДеМарцо (Peter DeMarzo) “Корпоративные финансы” (Corporate Finance) стоит 69,99 долларов, а подержанная – 120,54 долларов. Неясно, почему такое происходит; возможно, бывшие владельцы книг сами заламывает цены.
Также существует вероятность, что книготорговцы просто хотят поскорее избавиться от новых книг на складе до получения нового издания, как это делают продавцы автомобилей, выставляющие новые модели по самым низким ценам.
Купить или взять в аренду?
Тем не менее, как правило, подержанные учебники стоят дешевле новых – порой намного дешевле. Часто цены на подержанные книги во много раз ниже цен в прейскурантах магазинов и существенно ниже стоимости новых учебников. Иногда попадаются подержанные учебники всего за 1 доллар.
Разумеется, покупка не является единственным вариантом. На сайтах сhegg.com, campusbookrentals.com и bookrenter.com можно арендовать учебник на семестр. Последняя версия сhegg.com (что образовано сокращениями английских слов "chicken" and "egg") появилась в Америке в 2007 году и была создана Османом Рашидом (Osman Rashid) и Ааюшем Фамброй (Aayush Phumbhra), которые сами были некогда обескуражены масштабами трат на учебники. Студенты экономят от 65 до 85% от стоимости по прейскуранту и получают наилучшую возможную цену, утверждает президент Джим Сафка (Jim Safka). Chegg.com заключил договор о распределении доходов с McGraw-Hill, покрывающее 25 позиций.
"Аренда книг очень удобна для некоторых студентов, – говорит Чарльз Шмидт (Charles Schmidt), директор NACS по связям с общественностью. – Арендовать учебники хорошо тем, у кого нет денег на их покупку, или тем, кому эти книги нужны только по программе – потом студенты читать их уже не будут".
Университетские книжные магазины едва ли входят в число мест, где можно раздобыть недорогие книги. Однако многие студенты по-прежнему пользуются ими, ведь такой магазин – это удобно и привычно, к тому же студентам кажется, что так они могут отплатить своей школе. Подобная ситуация вряд ли изменится.
Государственная помощь
Полагаясь на свою активность – качество, которое должно быть в крови у каждого студента бизнес школы, – не нужно забывать и о государственной поддержке. Выпущенный в 2008 году “Акт о возможностях, предоставляемых в сфере высшего образования” (Higher Education Opportunity Act) обязует издательства раскрывать информацию об оптовых ценах на учебники, изменениях в новых изданиях и т.п., чтобы преподаватели могли выбрать наиболее оптимальные с точки зрения стоимости книги для занятий по их предметам. Также требуется продавать входящие в комплекты CD-диски и другие материалы отдельно, чтобы студенты могли купить именно то, что им необходимо. Наконец, школы должны будут опубликовать списки необходимых учебников в списках курсов, чтобы у студентов было время найти книги по выгодным ценам.
Шмидт ожидает, что эти изменения приведут к лучшему взаимопониманию между преподавателями и издателями. Уже сейчас некоторые профессора стараются облегчить бремя студентов, выбирая старые издания и книги, идущие не в комплекте. Также существуют совместные совещательные комитеты, занимающиеся вопросами учебной литературы, куда входят студенты и руководители, которые следят за тем, чтобы все действовали заодно, говорит Шмидт.
По материалам сайта www.businessweek.com.