Окончив в 2009 году University of Kentucky со степенью бакалавра машиностроения, Ник Сач ( Nick Such) совершил почти невозможное: ему удалось поступить на программу МВА в Stanford Graduate School of Business, которая принимает около 6% кандидатов, только окончивших университет.
Два года спустя, когда истекла отсрочка начала обучения, он сделал почти необъяснимое: сказал Stanford «нет, спасибо». Будучи молодым предпринимателем, Сач надеялся, что степень МВА позволит ему ускорить развитие карьеры. Но начав двигаться по направлению к цели, он решил отложить учебу на неопределенное время и в августе отказался от места в наборе Stanford GBS.
«Программа МВА предлагает невероятный опыт и огромные возможности, может быть, я даже изменился бы в лучшую сторону как человек, - говорит Сач. – Но я понял, что не могу бросить то, чем сейчас занимаюсь».
Неподходящее время
Сач не единственный студент, который считает, что пока не время идти в бизнес школу.
В Cox School of Business при Southern Methodist University все больше студентов просит об отсрочке начала учебы, ссылаясь на финансовые трудности, и решает остаться в компании, а не учиться в бизнес школе. Участники первого набора программы Harvard Business School, которые поступили, едва окончив колледж, и должны приступить к учебе после двух лет работы, прислали десятки запросов о переносе начала обучения на более позднее время, потому что не хотят упускать возможности, открывающиеся перед ними сейчас. В University of Virginia Darden School of Business принятые студенты не просто подают такие просьбы, но категорически отказываются идти на программу, предпочитая стабильную зарплату школе мирового уровня.
Число заявок в бизнес школы растет в трудные времена и падает в хорошие, что смягчает смену экономических циклов для участников, поэтому тенденция отсрочки учебы свидетельствует о нестабильности. В условиях колебания экономики и застоя на рынке труда, когда свежи воспоминания о безработных выпускниках МВА в период финансового кризиса, многие кандидаты предпочитают стабильность двум годам в школе. Дебра Стюарт (Debra Stewart), президент Совета высших школ, предполагает, что насмотревшись, с каким трудом друзья и знакомые ищут работу, студенты не хотят на два года оставлять компанию, в которую так тяжело устроиться.
«Исходя из опыта, послевузовская степень окупается, - говорит Стюарт, - но поверить в это, когда все вокруг теряют работу, очень сложно».
Не спешат в Harvard
Самый яркий пример влияния экономики на решения студентов – программа Harvard 2+2. В этом году к обучению должны приступить 106 студентов, поступивших в 2009 году, которые провели два года на рынке труда, прежде чем их допустили в вызывающие благоговение залы Harvard. Однако к началу учебы 6 сентября в Кембридж приедет только 67 человек. Остальные продолжат работать, и бизнес школе придется подождать до следующего года.
39 участников попросили позволить им отложить учебу, чтобы не упустить возможности, необходимые для достижения их личных и профессиональных целей, в том числе, в связи с обучением на других программах и нежеланием покидать компанию. «Чтобы получить разрешение, студенты программы 2+2 должны привести серьезные причины переноса начала учебы», - поясняет Ди Леопольд (Dee Leopold), глава приемной комиссии школы и директор по вопросам финансовой помощи.
А студенты SMU Cox просят об отсрочке, ссылаясь на финансовые трудности. В этом году школа одобрила 11 заявок, на пять больше, чем в прошлом. «Из 11 студентов девять привели такие причины, как необходимость скопить больше денег или недавнее повышение, - говорит Марси Армстронг ( Marci Armstrong), помощник декана послевузовских программ. – Школа не ведет учет всех полученных просьб, но, судя по тем, которые были одобрены, основная причина отсрочек – деньги».
Армстронг считает, что некоторых студентов пугает нестабильность экономики или размер кредита на обучение в Cox: участникам нередко приходится расстаться с $200.000, учитывая зарплату, которую они не получают в течение двух лет. Но ее беспокоит, что увеличение количества подобных заявок свидетельствует о недальновидности части кандидатов. Зарплата после получения МВА (выпускник Cox получает, в среднем, около $80.000, не считая премии при устройстве на работу) быстро окупает расходы на обучение, а спрос на специалистов с дипломом MBA остается высоким.
Прямой отказ
Студенты University of Virginia Darden School of Business все чаще просят разрешить им отложить начало обучения. Что еще хуже, вместо того чтобы принять приглашение о поступлении, отправить деньги на счет школы и попросить об отсрочке, они просто отказываются от места. Студенты говорят «нет» – и точка.
«Подобно коллегам в Harvard и Cox, кандидаты, которые решили не посещать Darden, все чаще ссылаются на работу. Однако процент тех, кто идет на программу, не изменился, - сообщила Венди Хьюбер (Wendy Huber), помощник главы приемной комиссии. – От этого непростого выбора зависит качество жизни на ближайшие два года. Я советую не принимать краткосрочных решений, основанных на обороте инвестиций в степень МВА».
Хьюбер считает, что компании, стараясь удержать лучших специалистов, предлагают им продвижение по службе, повышение зарплаты или интересные проекты, когда узнают, что те намереваются поступить в бизнес школу. Она подозревает, что кандидатов также беспокоит трудоустройство их вторых половинок, которым придется переезжать вместе с ними.
Важное решение
Сач, предприниматель, отказавшийся от учебы в Stanford, успешно управляет своей компанией, AwesomeTouch, которая выпускает картографические приложения для широкоформатных сенсорных дисплеев. После получения степени MBA Ник намеревался открыть компанию, которая облегчала бы перевозки, но он уже этим занимается. Так что, судя по всему, ему бизнес школа не нужна.
«Студенты, которые раздумывают об отсрочке начала занятий, должны сравнить оборот инвестиций в учебу и свое нынешнее положение. Возможности, которых не будет через пару лет – хорошая причина отложить учебу», - считает он.
Вопрос, который задает Ник, стоит первым в заявке в Stanford: «Что для вас важнее всего и почему?» В конце концов, Сач понял, что для него ответом является компания и достижение поставленной цели по-своему.
По материалам сайта BusinessWeek.