Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

Убежище для карьериста. Часть 2

Убежище для карьериста. Часть 2

Игры патриотов

Отечественное бизнес образование приверженцы западного варианта любят награждать снисходительными эпитетами. «Вчера приходил клиент, до недавнего времени он не знал, где будет учиться - на Западе или в России. Он рассказал, что позвонил в одну из ведущих отечественных школ, ему проговорили программу, посмотрели его резюме и в финале беседы пригласили читать у них лекции. На этом вопрос для клиента о целесообразности учебы на родине закрылся», - улыбается Виктория Пралич.

По определению Андрея Волкова, само наше бизнес образование и по качеству, и по масштабу пока отстает от мирового уровня. Понимая это, многие люди не хотят тратить на него время. Но оно растет, ему уже 20 лет. И если раньше местные бизнес школы походили на тренинговые компании, то сейчас ситуация начинает меняться. «Отечественное бизнес образование должно вырасти минимум в 10 раз, - предрекает ректор «Сколково». - Потому что российской экономике нужно много людей, способных принимать серьезные самостоятельные управленческие решения. Конечно, когда маржа составляет 40%, незачем идти в бизнес школу. Но сейчас время легких денег закончилось, и такого уже больше не будет. Поэтому нужно учиться». По словам Натальи Жаворонковой, с одной стороны, наше образование гораздо моложе, с другой - даже за последние пять лет его качество улучшилось существенно. Строже стала система государственной аккредитации. К тому же сейчас восемь программ MBA в России имеют международную аккредитацию, а еще три года назад их было четыре. 

Глазами менеджеров

Рустам Исеев, президент ФГ «Файненшл Бридж»:

В России менее, чем на Западе, развита как экономическая, так и социальная среда. Кризис выбил платежеспособный спрос, сведя все к базовым потребностям. Поскольку образование - это элемент надстройки, идущий следом за обеспечением безопасности и жизненных потребностей, то рынок образовательных программ сразу попал в долгосрочную яму.

Что касается меня самого, то я прекрасно понимаю, что второе образование мне рано или поздно понадобится. Поэтому это решение вписано в иную логику, чем просто «пересидеть» кризис в бизнес школе. С академической точки зрения обучение в кризис имеет существенное отличие от обычной ситуации: кризисный фон обязывает бизнес школу быть строже к себе, давать конкретные знания и навыки, суровую практику, которая работает. Иначе в школе не станут учиться. К тому же человек, вовлеченный в управление компанией, не отрывается от ситуации и во время обучения. Благо, технологии это позволяют. Кто ввязался в российское рыночное сражение, не может себе позволить бегство от действительности. Абрамович, сидя на матче «Челси», уверен, думает о Нижнем Тагиле и Новокузнецке. Если же ставить перед собой задачу убежать от кризиса на год-два, то тогда, наверное, нечего ехать в бизнес школу, стоит отправиться в деревню.

Это показатель - местные школы стали объектом интереса и получили признание. Значит, программы соответствуют высокому международному уровню.

Ашот Сеферян убежден, что серьезной конкуренции между западными и российскими программами не существует в принципе. И поясняет: «Мы работаем на разные сегменты. Если человек ориентирован на работу в России, то для него важно получить консолидированный локальный бизнес-опыт, учиться на кейсах местных компаний. В России ярко выраженная специфика ведения бизнеса. И в ведущих отечественных школах существует четкая ориентация даже не на сугубо российский бизнес, а на бизнес стран СНГ». Эксперт концентрируется на еще одном важном моменте: если раньше российские школы искали партнеров за рубежом, то сейчас оттуда поступают предложения о сотрудничестве. К примеру, один из партнеров ИБДА АНХ - Кембриджский университет. Взаимовыгодное сотрудничество продолжается уже полтора года. «Нужно понимать, что, уезжая на Запад, вы теряете связи здесь. Это имеет смысл, если стоит задача уехать за границу жить», - подытоживает Ашот Сеферян.

Две основные причины востребованности патриотического варианта видит Евгений Плужник. Во-первых, обучение в России значительно дешевле, чем за рубежом. Во-вторых, западные программы не адаптированы к российским реалиям. Получив образование, к примеру, в Европе, человек не будет хорошо ориентироваться в российском законодательстве, следовательно, не сможет принимать эффективные решения в рамках местного правового поля. И таких аспектов немало.

В конце прошлого года, по замечанию Натальи Жаворонковой, многие бизнес школы старались привлечь внимание абитуриентов, сделав упор на то, что их программы содержат антикризисные меры, курсы и т.д.

Акцент

Определенный слой людей в кризис идет на длинные MBA-программы. Это состоявшиеся менеджеры с 5–6-летним управленческим опытом, которым нужен серьезный апгрейд знаний, структурная революция.

Как показала практика, ход себя не оправдал и повышению набора не способствовал. Люди поняли, что это сиюминутная риторика: большую качественную антикризисную программу нельзя создать за два месяца. Второй момент, который мог бы привлечь кандидатов, - скидки. Но, по данным участников рынка, школы не стремятся к снижению цен. Объяснение простое: демпинг вызовет серьезные сомнения в качестве продукта. И результат достигнут не будет.

Специально для банкиров

Международная школа бизнеса Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации создана на научной базе Финакадемии, ее передового опыта в решении задач в области финансов и экономики. Основную долю наших программ занимают МВА-программы, рассчитанные на подготовку управленцев для разных областей промышленности, сферы услуг и финансового сектора, в том числе для банков.

Для ведущих специалистов банков, имеющих базовое финансово-экономическое образование, мы предлагаем программы МВА (Мастер делового администрирования) по специализациям:

• Банковский менеджмент - совместную программу МВА Финансовой академии и Франкфуртской школы финансов и менеджмента / Университета (Германия), аккредитованную Фондом аккредитации программ международного бизнес-администрирования (FIBAA). ФШФМ - в прошлом банковская академия, и этим обоснован наш выбор партнера. Эта программа реализуется в модульной форме, на английском языке. При поступлении слушатели проходят вступительное и языковое тестирование. Основное внимание в данной программе уделяется передовым банковским технологиям на российском и зарубежном рынках. 9 из 11 блоков читаются немецкими преподавателями. В стоимость программы включена стажировка во Франкфурте-на-Майне, признанном банковском центре Европы. Слушатели программы посещают крупные европейские банки: Deka Bank, Commerzbank, Европейский центральный банк и Франкфуртскую фондовую биржу.

• Международный банковский менеджмент - программа МВА (русскоязычная), редкая по своей специализации. Интеграция России в мировое сообщество, вступление в ВТО повлечет за собой не столько формальные требования со стороны международных органов, сколько повышение реальных запросов. Все это делает данную специализацию востребованной и долгожданной. Создавая эту программу, мы хотели, прежде всего, предусмотреть в ней все те дисциплины, без которых невозможно развитие банков. Это клиентоориентированный подход. Большой объем курсов по выбору, наличие среди преподавательского состава первых лиц российских и международных банков, иностранных специалистов высочайшего уровня делают эту программу уникальной.

Сегодня нашими преподавателями являются не только лучшие представители Финакадемии, но и бывшие выпускники, занимающие ведущие позиции в финансовых структурах.

По материалам статьи Маргариты Удовиченко.


Назад
Books
Запишись
на бесплатный пробный урок
в любую группу

Оставьте ваш e-mail и будьте в курсе последних новостей и акций

Нажимая, вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных
Теги