Подробнее о поступлении в бизнес-школу Вы можете узнать на Дне открытых дверей 14 апреля. Полная информация о мероприятии и регистрация
Проведя 24 года в военно-воздушных силах США, Ли-Энн Перкинс (Lee-Ann Perkins) поняла, что хочет заниматься чем-то другим. И желательно в том регионе мира, который выберет сама. «24 года мне говорили, где жить», - смеется она. В итоге, Ли-Энн решила снова сесть за парту и поступила на программу Sloan Fellow в London Business School.
Программа Sloan Fellows, чьим идейным вдохновителем и первым спонсором около 50 лет назад выступил Альфред Слоун (Alfred P Sloan), генеральный директор General Motors, проводится в трех бизнес школах: London Business School, MIT Sloan и Stanford. У них много общего: это годовые программы full-time, разработанные для менеджеров высокого уровня. Но есть и отличия. MIT делает акцент на инновациях, LBS – на стратегии, а Stanford использует преимущества соседства с Кремниевой долиной. По словам Мари Мукини (Marie Mookini), директора программы Sloan в Stanford, «университет плюс долина – это беспроигрышный вариант».
Но, возможно, самое значимое отличие, это целевая аудитория. В LBS принимают студентов старшего возраста, таких как сорокасемилетняя Ли-Энн Перкинс, желающих как-то изменить карьеру. «Мы дошли до поворотного момента в жизни», - отмечает она.
Студенты MIT и Stanford моложе. «В MIT средний возраст участников программы Sloan Fellows составляет 38 лет, а их опыт работы обычно равняется 14 годам, - рассказывает Стивен Сакка (Stephen Sacca), директор программы. - Sloan Fellows направлена не на тех, кто хочет сменить направление карьеры, она стала особенно популярной среди предпринимателей, уже открывших первую компанию. Другими словами, у них есть бизнес стоимостью $5 млн., а теперь они хотят создать еще один, стоимостью $50 млн.».
Традиционно выпускники программ для людей старше 30-40 лет получают не диплом, а сертификат, хотя в последнее время все больше курсов executive MBA для работающих менеджеров присваивает степень по окончании. Благодаря фрагментации рынка, вызванной появлением на нем магистерских и online-программ, присваивающих степени, у менеджеров всех возрастов появился больший выбор, а потребность обучать руководителей высокого уровня с продолжительным стажем работы стала дополнительным импульсом развития этого сектора.
«Для людей 40 лет пока разработано мало программ», - отмечает Линден Селби (Linden Selby), старший менеджер по приему студентов на программе Sloan Fellows в LBS.
Стивен Сакка отмечает, что в этом году количество заявок на программу MIT выросло на 20%. В Stanford число участников набора увеличилось с 67 до 80, и теперь их разделили на две группы по 40 человек в каждой, что обеспечивает более индивидуальный подход. «Чем меньше студентов, тем больше времени на обсуждение, - подчеркивает Мари Мукини. – В будущем мы планируем удлинить программу с 10,5 до 12 месяцев. Также мы думаем отказаться от названия Sloan, потому что нас часто путают с MIT Sloan».
Другие бизнес школы также подхватывают эту тенденцию. Три года назад Hong Kong University и MIT обсуждали идею совместной программы, но пока ни к чему не пришли. Ведущие американские школы открывают годовые программы MBA. Kellogg school при Northwestern University надеется в течение трех лет привлечь 170 участников на свою годовую программу. «Она из причин ее создания, заключается в потребности привлечь больше иностранных студентов, - говорит Бетси Зиглер (Betsy Ziegler), помощник декана по программам MBA. – Средний возраст участников у нас составляет 28 лет».
В Европе уже есть годовые программы МВА для менеджеров старшего возраста. В сентябре британская школа Ashridge запускает программу для студентов со средним возрастом 36 лет. В IMD, Швейцария, на годовую программу зачисляют 90 студентов в год, их средний возраст равен 31 году. «Программа в IMD чем-то похожа на Sloan Fellows, - говорит Марта Мазневски (Martha Maznevski), директор программы MBA. – У нас маленький набор, в котором студенты учатся друг у друга. Мы выбираем 90 лучших и создаем один прекрасный набор».
Что касается Ли-Энн Перкинс, то программа, которая стартовала в январе, немного ее пугает: «Я так долго не была студентом, что дисциплинировать себя непросто. Было тяжело, но в хорошем смысле».
Ли-Энн считает, что уже получила от программы гораздо больше, чем планировала. «За последние несколько месяцев я узнала о себе гораздо больше, чем могла предположить. Культурные и социальные аспекты поражают. Для меня общение с другими людьми уже является большим преимуществом».
Три школы и три разных подхода к программе Sloan.
London Business School
Однажды Том Шаленбург (Tom Schalenbourg) решил получить степень МВА, но собрав информацию, узнал, что слишком стар. Однако ему «сразу понравилась» программа Sloan Fellows в London Business School. Набор был маленький, глобальный и с большим опытом. «Мне было 35, и я был одним из самых молодых студентов», - говорит он.
Шаленбург, бельгийский сельскохозяйственный инженер, хотел добавить к своим познаниям в области машиностроения и экологии аспект развития стратегий корпоративного устойчивого развития. Сегодня он является директором по устойчивому развитию в брюссельском отделении Toyota.
«Одним из преимуществ программы были другие студенты, - вспоминает он. - Какой бы ни был предложен групповой проект, всегда находился кто-то, у кого был опыт в этой сфере. Другим преимуществом является личное развитие. Я понял, что могу достичь гораздо большего, чем мне раньше казалось».
MIT
36-летний создатель успешного биомедицинского инвестиционного фонда Дэвид Луккино (David Lucchino) решил, что ему нужна дополнительная подготовка в сфере менеджмента. В 2005 году он поступил на программу Sloan в MIT, где вместе с известным институтским профессором Бобом Лэнгером (Bob Langer) и группой студентов PhD разрабатывал новый подход к медицинскому оборудованию, который позволил бы снизить риск инфицирования. «Для развития технологий было необходимо объединить научные ноу-хау и деловую хватку, - поясняет Луккино. - Все пытаются понять, что важнее, но я думаю, что у них одинаковое значение».
Луккино и его партнеры выиграли три награды благодаря своей технологии, включая предпринимательское соревнование в MIT с призовым фондом $100.000. А спустя шесть лет компания Semprus Biosciences представила свой первый продукт, катетер с модификацией свойств поверхности, на одобрение Управления по контролю за продуктами и лекарствами США.
Stanford GSB
44-летний Дэвид Гилл (David Gill) решил, что ему необходимо «полное переобучение», он оставил работу в банке HSBC в Лондоне и поступил на программу Sloan в Stanford Graduate School of Business. «Я подумал, что гораздо веселее будет оказаться по другую сторону баррикад», - замечает он.
Сейчас Дэвид Гилл занимает пост управляющего директора в St John’s Innovation Centre, кембриджском бизнес-инкубаторе, который считается первым центром инноваций в Европе. Дэвиду Гиллу 52 года. Он говорит, что принадлежит к «поколению, упустившему МВА», но благодаря программе Sloan смог наверстать упущенное.
«Не важно, что Sloan – не совсем MBA, потому что ее преподают на самом высоком уровне, - говорит Дэвид Гилл. - Одно из наибольших преимуществ программы – это сеть контактов Stanford, к которой мы часто обращаемся, чтобы помочь молодым предпринимателям в Центре St John. Однако это программа для решительных людей. Здесь вам придется захотеть добиться успеха».
По материалам: