Студентов программ MBA по всему миру волнует одна и та же проблема, а именно - сценарий собеседования с работодателем: встречи с высокопоставленными руководителями за обедом или коктейлем.
Как угадать, какая тарелочка для хлеба ваша? Где здесь десертные вилки? По часовой или против часовой стрелки следует передавать хлеб?
Northeastern University Graduate School of Business сделала все возможное, чтобы подготовить студентов к подобному испытанию. Они могут посетить двухчасовой семинар по бизнес-этикету и общению с потенциальными деловыми партнерами. Этот семинар спонсируется IBM и выглядит как типичный деловой обед. Главная цель – научить студентов правильному общению с исполнительными директорами и руководителями компаний, ну и, конечно же, привить им хорошие манеры, соответствующие общепринятым нормам делового и столового этикета.
«Представители нынешнего поколения привыкли думать, что всё для них и ради них, но как только дело доходит до работы, оказывается, что все для тех, на кого они работают. Дело в том, насколько хорошо и правильно вы можете представлять своего работодателя», - говорит Дэвид Рэнд (David Rand), исполнительный директор по обслуживанию и особым мероприятиям в Northeastern University, который также консультирует по вопросам профессионального этикета и преподает этот предмет в классе.
Данный семинар является частью семестрового курса по карьерному менеджменту, который учит основам основ: навыкам интервью, написанию резюме и сопроводительных писем. Это входит в часть новой программы университета, которая направлена на развитие коммуникационных навыков студентов.
Бизнес школа еще два года назад усовершенствовала свою программу MBA. Сегодня традиционные курсы по финансам, бухгалтерии, стратегии и маркетингу уживаются в учебном плане с семинарами, которые учат правильному использованию информации и эффективному руководству проектами и командами.
Семинар начинается с тренировочного приема. Закуски поданы, и Рэнд предлагает студентам пообщаться с 8 приглашенными исполнительными директорами IBM.
«Я говорю студентам, что обязательно нужно создать впечатление уверенного в себе человека: смотреть людям в глаза, твердо пожимать руки, но не ломать суставы. Нужно держать напитки в левой руке, чтобы правая была свободна и не намокала из-за запотевшего стакана. Когда вас представляют кому-то, нужно повторить имя вашего нового знакомого вслед за вашим общим знакомым», - говорит он.
Парадный вид
Перед тем как выйти из дома, последний раз проверьте свой гардероб. Нужно выглядеть с иголочки, растрепанность неприемлема.
В комнату следует входить уверенно, следите за осанкой. Будьте открыты для общения, ваше рукопожатие должно быть твердым. Если у вас есть значок с вашим именем, его следует носить справа, чтобы при рукопожатии глаза вашего собеседника легко его нашли и прочитали.
Во время обеда салфетку следует развернуть и положить на колени. Если вы на время вынуждены отлучиться из-за стола, положите салфетку на стул. Если обивка сидения мягкая, то следует класть салфетку испачканной стороной вверх, чтобы не повредить ткань обивки. По окончании трапезы оставьте салфетку на столе.
Рэнд советует студентам заранее продумать несколько тем для разговора или фраз, которые позволят начать беседу.
«Например, вы можете сказать: «Мне известно, что вы работаете на IBM, сколько лет вы уже в этой компании? Как вы относитесь к набору новых кадров? Вы уже были в этом ресторане? Что вы порекомендуете заказать?» - советует он.
Затем студенты рассаживаются за столом. Рэнд советует простую запоминалку для правильной расстановки приборов - BMW: хлеб (bread) слева, еда (meal) в центре и вода (water) справа. Что касается столовых приборов, то начинать следует с внешнего края и двигаться к внутреннему.
Он дает комментарии за бранчем, рассказывая студентам, кода следует развернуть салфетку (только после хозяина или после того, как все уселись на свои места), как передавать тарелку с хлебом (против часовой стрелки), что делать, если вас попросили передать соль (передать вместе с перцем и никогда не солить свою еду в процессе передачи).
Кэти Колуччи (Kathy Colucci), сотрудник IBM с 27-летним стажем, говорит, что этот курс особенно важен для тех, кто будет работать с клиентами или заказчиками в будущем. «Главное - понять, что вас оценивают. Я не являюсь ярым сторонником соблюдения всех тонкостей этикета, но замечаю, если кто-то делает что-то не так. И это влияет на оценку человека», - говорит она.
По материалам сайта www.ft.com.