Джо Кайт (Joe Kight), студент первого года обучения в Mays Business School при Texas A&M University, утверждает, что из-за медленного восстановления экономики поиск стажировки требует больших усилий. Поэтому по приезде в бизнес школу он сразу же направился в центр карьерного развития. Он хотел найти стажировку в сфере финансов к осени, когда большинство компаний нанимает студентов на лето. Опираясь на контакты выпускников в Нью-Йорке, он самостоятельно искал работодателей и нашел возможности, которых никогда бы не получил на кампусе.
В январе Кайта пригласили на стажировку в Citigroup, частично благодаря его прошлому опыту – он работал коммерческим банкиром в Сан-Диего. И это далеко не единственный случай. Ведущие бизнес школы сообщают, что доля студентов первого года обучения, получивших приглашение на стажировку, превысила прошлогодние показатели. На некоторых программах рост составил более 10%. Первое место здесь занимает консалтинг, далее следуют банковское дело, сферы потребительских товаров и энергетики. Компании стараются пополнить штат перспективными кадрами, которыми некоторое время пренебрегали в связи с финансовым кризисом.
Из 30 школ рейтинга ведущих программ МВА full-time 2010 Bloomberg Businessweek двенадцать предоставили данные о стажировках, и в шести наблюдается значительный рост. Среди них Kellogg Schoolof Management при Northwestern University, Tepper School of Business при Carnegie Mellon University и JohnsonGraduate School of Management при Cornell University. В University of Minnesota Carlson School of Management стажировку нашли 57% студентов, по сравнению с 35% в прошлом году.
Только одна программа сообщила об ухудшении ситуации: в Georgia Tech College of Management 57% студентов первого года обучения получили стажировку на лето – годом ранее их было 58%. Многие школы отказались предоставлять информацию о стажировках, пока не окончится учебный год.
Осторожный оптимизм
Несмотря на преимущественно положительные показатели, школы осторожны в выражении оптимизма. Службы развития карьеры считают, что с начала кризиса в 2008 году рынок труда для студентов МВА полностью изменился: это включает в себя и поиски стажировки, и ожидания компаний относительно стажеров. Сложившуюся ситуацию называют «новой нормой».
«Даже несмотря на небольшой рост зарплаты в течение кризиса в некоторых отраслях, возможности для начинающих сильно изменились, - замечает Джим Дикси (Jim Dixey), директор службы карьерного развития в Mays. – Если три года назад студенту с небольшим опытом предлагали должность и $129.000 в год, то год спустя такой же студент мог рассчитывать на зарплату на $20.000 меньше. Возможностей трудоустройства также стало меньше».
«Сейчас постоянно говорят, что кризис закончился, - продолжает он. – Это чушь! Здесь, на передовой, мы видим, что работодатели с осторожностью нанимают новых сотрудников, ведь неопределенность сохраняется».
«Приближающиеся выборы президента США, восстания на Ближнем Востоке, ядерный кризис в Японии – все это приводит к тому, что компании сокращают набор персонала и следят за развитием событий и их влиянием на деловой климат, доходы и потребности в специалистах», - сообщила Деанна Фюхне (Deanna Fuehne), исполнительный директор службы карьерного развития в Graduate School of Business при Rice University.
Прием на работу круглый год
Из-за этой неясности все больше компаний занимается приемом стажеров и сотрудников на полную ставку в течение года, а не только в весенний и осенний периоды, как в прошлом. Многие бизнес школы ожидают получить больше приглашений на стажировку и работу в мае, потому что теперь компании не принимают поспешных решений, чтобы избежать ситуации, когда стажеры оказываются не нужны.
Иван Кербел (Ivan Kerbel), директор службы развития карьеры в Yale School of Management, говорит, что некоторые работодатели отказались от циклического приема на работу в 2011 году в связи с назревшими потребностями. Из-за вынужденного сокращения приема выпускников МВА компаниям теперь приходится инвестировать в персонал.
«Реальная причина улучшения на рынке труда МВА – это необходимость в менеджерах и руководителях, - объясняет Фред Стаудмайер (Fred Staudmyer), помощник главы службы карьерного развития в Cornell Johnson School. – Нельзя, чтобы в структуре компании были пробелы».
«Но это не значит, что студенты МВА снова командуют парадом, - предостерегает Дикси. – Теперь они не воспринимают трудоустройство как должное, не устраиваются аналитиками на несколько недель, чтобы потом перевестись на руководящую должность. Этот кризис показал магистрам делового администрирования, что они далеко не чудесные избавители».
Активные поиски работы
Чтобы выжить в этой «новой нормальной» ситуации, студентам MBA приходится менять отношение и подход к поиску работы. «Сейчас работодатели ждут, что соискатели будут обращаться к ним. Все меньше компаний набирает персонал на кампусе, а те, что остались, прибегают к видеоконференциям и публикации вакансий, экономя на дорожных расходах», - говорит Пэм Робертс (Pam Roberts), исполнительный директор программ MBA и службы развития карьеры в Kelley School of Business при Indiana University.
У центров карьерного развития ведущих бизнес школ теперь другие задачи: если раньше они привлекали компании на кампус, то теперь обучают студентов самостоятельному поиску возможностей и умению обратить на себя внимание. «Нам пришлось учить студентов более агрессивно искать работу и лучше проявлять себя на рынке», - подчеркнул Фред Стаудмайер.
Таким образом, нельзя с уверенностью сказать, что набор на стажировки и прием на работу студентов и выпускников MBA вернется на докризисный уровень. «Компании добиваются большего с меньшим числом сотрудников, - замечает Джим Дикси. – И это плохой знак для рынка труда».
По материалам сайта BusinessWeek.