Stanford Graduate School of Business
Благодаря Эрджею Миллеру (Arjay Miller), бывшему президенту Ford Motor Co. и одному из первых известных руководителей, который занял должность декана бизнес школы, Stanford стала первой программой МВА, предложившей диплом в области государственного менеджмента. Произошло это в 1971 г. Stanford по праву гордится одной из лучших программ бизнес школ в области социального предпринимательства в мире.
В 2010 году 86 выпускников Stanford получили диплом об окончании программы "Государственный менеджмент", что, впрочем, уступает выпуску 2004 г., когда его получили 134 человека. Тем не менее, это лучший показатель с 2006 г. Требуемый для получения диплома минимум составляет 16 факультативных курсов из 20-30, которые предлагает программа. Студенты могут получить специализацию в одной из трех областей — правительственные организации, менеджмент некоммерческих организаций или социально ответственный бизнес. Кроме того, школа ежегодно проводит проект в области государственного менеджмента, посвященный вопросу из сферы социальных проблем или проблем окружающей среды. Каждую весну команды студентов соревнуются, а победители выбирают тему следующего проекта. В 2009-10 учебном году студенты разрабатывали следующий вопрос: "Дебаты завтрашнего дня: как изменится бизнес после кризиса?". А темой 2010-11 учебного года станет: “Тайны федерального округа Колумбия: Америка неуправляема?"
Именно Stanford стала первой бизнес школой, в которой среди студентов МВА, нашедших выгодные летние стажировки, стало принято направлять часть заработанных средств на финансирование одногруппников, стажировавшихся в некоммерческих организациях. Кроме того, школа Stanford одной из первых создала программу прощения кредитной задолженности студентов, которые после окончания школы получают работу в государственном секторе.
Основная деятельность школы в области социального предпринимательства связана с Center for Social Innovation. Каждый год программа "Государственный менеджмент" предлагает до 30 факультативных курсов по государственной политике, менеджменту некоммерческих организаций, социальному и природоохранному предпринимательству, корпоративной ответственности и благотворительности. Дополнительным преимуществом Stanford для будущих социальных предпринимателей является возможность принять участие в ряде учебных поездок, стажировок, конференций в США и за рубежом.
В настоящий момент в Stanford насчитывается 29 факультативных курсов в области социального предпринимательства. Они варьируются от "стратегического менеджмента некоммерческих организаций", на котором рассматриваются вопросы стратегии, руководства и лидерства на социальных предприятиях, до "предпринимательского проекта исключительной доступности", креативного курса, созданного в лаборатории школы дизайна Stanford и являющегося единственным в своем роде, так как студенты применяют инженерные знания и навыки ведения бизнеса для создания модели продукта или бизнес плана для социальных предприятий в развивающихся странах.
Northwestern University’s Kellogg School of Management
Школа Kellogg предлагает необычный стимул для изучения социального предпринимательства: начальный капитал для создания некоммерческой организации. Она дает $80.000 самому успешному студенту на открытие социального предприятия после окончания школы. Готовы использовать знания в области бизнеса для создания положительного воздействия на общество? У вас есть идея решения одной из наиболее актуальных социальных проблем?
Студенты Kellogg, готовые решать проблемы общества и окружающей среды, принимают участие в двух раундах соревнования за денежный приз, а также поддержку со стороны Levy Social Entrepreneurship Lab. На участие в соревновании имеют право все студенты, заканчивающие обучение, но они должны показать, что готовы работать в некоммерческом секторе. Компания может иметь любую юридическую форму, но она должна быть ориентирована на социальное воздействие.
Есть еще один конкурс для будущих социальных капиталистов в Kellogg – Health and Wellness Challenge. Он направлен на улучшение доступа к здоровой пище. Участники должны создать конкурентоспособные бизнес планы, чтобы получить приз - $7.000.
Будучи одной из первых бизнес школ, предложивших программу в области государственного менеджмента и менеджмента некоммерческих организаций, Kellogg выпустила бесчисленное множество студентов, готовых занять руководящие должности в социальных предприятиях. В школе есть Center for Nonprofit Management, который помогает студентам найти клиентов, нуждающихся в бесплатных консалтинговых услугах, или летнюю стажировку на общественных началах.
В школе принята система четвертей, при которой занятия начинаются в октябре, январе и марте, что позволяет Kellogg предлагать большое число курсов для социальных предпринимателей наряду с несколькими практическими проектами. Команды студентов проводят маркетинговый аудит социальных и культурных организаций, составляют планы развития, разрабатывают стратегии для заявок учебных заведений на гранты и маркетинговые планы для местных центров занятости молодежи.
В Kellogg есть несколько студенческих клубов для МВА, заинтересованных в социальном секторе. Например, клуб Net Impact, студенты которого участвуют в проектах некоммерческих организаций, и клуб Neighborhood Business Initiatives, который оказывает некоммерческим организациям и малому бизнесу в районе Чикаго бесплатные консалтинговые услуги. Этот клуб отбирает несколько десятинедельных проектов, над которыми работают команды по 4-6 человек в течение четверти. Кроме того, существует некоммерческая организация Campus Catalyst, которая совместно с Northwestern предоставляет расположенным в районе Чикаго некоммерческим организациям консалтинговые услуги. В начале четверти каждая группа совместно с командами из пяти студентов-бакалавров Northwestern выбирает пять некоммерческих организаций и занимается ими в течение 10 недель. Центр также предлагает вознаграждение до $10.000 тем студентам, которые проходят летнюю стажировку в некоммерческой организации.
В настоящий момент в Kellogg насчитывается 23 факультативных курса в области социального предпринимательства, начиная с "руководства социальным предприятием", который рассматривает основные вопросы, с которыми сталкиваются руководители некоммерческих организаций, и заканчивая "социальным предпринимательством в развивающихся странах", изучающим примеры инновационных предприятий, которые, преследуя социальные цели, получают прибыль на рынках, находящихся в основании экономической пирамиды.
Многие факультативные курсы Kellogg только условно связаны с социальным предпринимательством. Например, три из 23 курсов посвящены устойчивому развитию: это "лаборатория устойчивого развития", "устойчивое инвестирование" и "устойчивая стратегия". Кроме того, в категории социального предпринимательства есть курс "городские государственные финансы", в котором используются инструменты и концепции микроэкономики для анализа влияния на бизнес-среду решений государственных и местных органов власти. Студенты узнают, как Чикаго победил в соревновании за размещение штаб-квартиры корпорации Boeing и почему стоимость недвижимости для хороших государственных школ в районе выше. Вряд ли этот курс значительно поможет вам стать социальным капиталистом.
В Harvard есть так называемая “Social Enterprise Initiative”, которая была сформирована в 1993 году бывшим деканом Джоном МакАртуром (John McArthur) при поддержке выпускника Джона Уайтхэда (John C. Whitehead), чья карьера включает в себя лидерские позиции в частном, коммерческом и некоммерческом секторах.
На исследовательских форумах и конференциях, спонсором которых выступала "Инициатива", был рассмотрен целый ряд вопросов, включая стратегию некоммерческих организаций, бизнес-лидерство в социальном секторе, здравоохранение, направленное на потребителя, бедность во всем мире, государственное образование и будущее социальных предприятий. Исследования, которым положили начало эти конференции и форумы публиковались в специальных выпусках ведущих научных журналов.
По данным HBS, более 95 членов преподавательского состава принимали участие в исследованиях в области социального предпринимательства. Они создали более 400 кейсов и учебных материалов по этой теме. Аспекты социального предпринимательства интегрированы в целый ряд лекций и кейсов, что отражает реальный процесс объединения бизнеса и социальных вопросов.
Harvard предлагает 20 факультативных курсов, которые либо "уделяют основное внимание социальному предпринимательству", либо "связаны с социальным предпринимательством". Например, "изучение и руководство эффективными некоммерческими организациями" подразумевает глубинное исследование вопросов создания и развития некоммерческой организации с помощью применения навыков ведения бизнеса в секторе некоммерческих организаций.
Каждый год за последние 14 лет школа Harvard принимает крупное соревнование бизнес-планов. Последние 10 лет неотъемлемым элементом состязания являются бизнес-планы в области социального предпринимательства. В 2010 году из 27 участников в этом секторе (в традиционном соревновании бизнес-планов принимало участие 83 команды) победителем стала команда Urban Water Partners, в которую входили три студента МВА первого года обучения в Harvard и два студента-медика University of Utah. Их идея состоит в том, чтобы сдавать в аренду фильтры торговцам водой в городе Дар-эс-Салам (Танзания), что значительно увеличит доступ трехмиллионного населения города к чистой питьевой воде.
Кроме того, Harvard предлагает программы погружения для МВА, объединяющие студентов первого и второго года обучения в проекты, проходящие вне кампуса, продолжительностью от 5 до 12 дней. В 2011 году центром этих проектов обучения на практике в Новом Орлеане, Руанде, Индии и Гаити станет социальное предпринимательство, некоторые другие бизнес-проекты Harvard также будут включать в себя его элементы.
Продолжение следует...
По материалам сайта poetsandquants.com.