Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

Собственная компания?

Собственная компания?

Получение работы в банковской или консалтинговой сфере когда-то было основной причиной поступления в бизнес школу. Сегодня этой причиной также часто становится желание открыть свое дело.

Бизнес школы для многих становятся дверью в мир собственного бизнеса. Когда-то считавшиеся просто отправной точкой для высокооплачиваемой карьеры в инвестиционной или консалтинговой фирме, теперь бизнес школы пытаются привлечь внимание тех, кто трудится в гараже в надежде на успех своего проекта. Виртуальные и традиционные инкубаторы бизнес школ содействуют студентам в создании собственных стартапов всеми возможными способами, от привлечения средств и налаживания связей до поиска офисных площадей и практикантов.

Во время экономического кризиса одни люди решили получать образование уровня graduate, а другие - сотрудники больших и маленьких компаний - пытались найти возможность стать самим себе хозяевами, чтобы подстраховаться на случай следующей волны сокращений. Две эти тенденции и стали готовым рецептом предпринимательских идей, тут же начавших с небывалой скоростью рождаться на многочисленных ресурсах бизнес школ - от системы обратного поиска RecipeKey, пользjватели которой предлагают имеющиеся у них «ингредиенты», пригодные для использования в «рецептах» будущих бизнес-идей, до online-сообщества профессиональных финансистов WallStreetOasis.com.

Новое поколение работодателей

Увеличение интереса к предпринимательству привело к расширению функций школ. «Мы хотим создавать новое поколение работодателей вместо нового поколения служащих, - говорит Тед Золлер (Ted Zoller), старший доцент и исполнительный директор Центра предпринимательства в UNC Kenan-Flagler Business School. - И число курсов по предпринимательству, и количество заявок, поданных на программу по организации предприятия (Launching the Venture), возросло в прошлом году на 25%».

По словам Эллен Радник (Ellen Rudnick), исполнительного директора и клинического профессора Польского Центра Предпринимательства в Chicago Booth, посещение курса по подготовке к конкурсу бизнес-планов в University of Chicago Booth School of Business также увеличилось на 25% по сравнению с 2008 г. В прошлом году 42% студентов МВА Carnegie в Mellon Tepper School of Business посетили хотя бы один курс по предпринимательству. Количество предпринимателей среди принятых студентов увеличилось с 12 до 27 человек. А 75 из 210 поступивших кандидатов решили принять участие в подготовительном тренинге по предпринимательству перед началом учебы.

По словам экспертов, честолюбивые обладатели МВА всегда были заинтересованы в создании собственного бизнеса. Но необходимость возвращать кредиты на обучение и привлекательные карьерные возможности в уже существующих компаниях часто уводили их в сторону от осуществления мечты о собственном деле во время или сразу после окончания программы. Теперь студенты начали нарушать сложившуюся традицию, гораздо меньше опасаясь возможных рисков, потому что в сложившихся обстоятельствах терять им особенно нечего. «Раньше студенты рассматривали предпринимательство как вариант трудовой деятельности номер три, четыре или пять, - говорит Роб Адамс (Rob Adams), директор конкурса бизнес-планов Moot Corp и лектор в University of Texas-Austin McCombs School of Business. – Теперь оно фигурирует как опция номер один, два и три».

«Действительно, в школе UCLA Anderson School of Management ежегодный средний показатель числа тех, кто планировал по окончании обучения создавать свой бизнес, составлял 5-10 человек, а сейчас количество желающих увеличилось до 15-30 человек», - говорит Элейн Хаган (Elaine Hagan), исполнительный директор Price Center for Entrepreneurial Studies в школе Anderson.

Как бизнес школы поддерживают стартапы

Когда в конце девяностых новоиспеченные компании, продающие продукцию или услуги через Интернет, оказались прямой дорогой к богатствам, школы начали предлагать бизнес-инкубаторы, обеспечивающие студентов-предпринимателей всевозможными ресурсами, включая телефоны, компьютеры, бизнес-консультантов, не говоря уже об обществе единомышленников. Эти инкубаторы, часть из которых даже предоставляли офисные помещения для стартапов, стали признаком нового стиля мышления бизнес школ, ставших деловыми партнерами своих студентов.

Некоторые школы, однако, и сами получают доход от компаний, созданных на базе их кампуса. Если Chicago Booth выделяет студентам деньги на новый предпринимательский проект, то студенты предоставляют школе, к примеру, долю в компании. Другие школы претендуют на прибыль лишь в том случае, если интеллектуальная собственность – скажем, продукт, созданный в результате исследований на кампусе, – может иметь значение в бизнесе. В то же время есть школы, которые вообще не зарабатывают непосредственно на студенческих стартапах, но справедливо полагают, что после получения степени МВА предприниматели, успешно запустившие свои новые проекты на их кампусе, впоследствии с большой вероятностью сделают благотворительные пожертвования для программы.

Однако честолюбивые студенты МВА, подумывающие о собственном стартапе, понимают, что идеи Интернет-«полуфабрикатов» больше не будут приносить миллионы. Многие из сегодняшних предпринимателей, получивших МВА, шли в бизнес школы, уже имея план будущего статртапа. Некоторые из них писали о своих намерениях начать свое дело в мотивационных письмах при поступлении на программы. У Адама Эрлбачера (Adam Erlebacher), закончившего University of Pennsylvania's Wharton School в мае 2008 года, предпринимательство в крови. Когда ему было семь лет, он придумал свой первый бизнес: за обедам предлагал своим одноклассникам поиграть на его приставке Nintendo за умеренную плату. В средней и старшей школе он основал собственную DJ-компанию и фирму по ведению медицинских карт. Сегодня он строит PlaceVine – так называется компания, которую он начал создавать в школе Wharton, она помогает маркетологам подбирать средства массовой информации для продакт-плейсмента и сделок по интеграции брендов. Эрлбачер стремился начать собственный бизнес еще во время обучения в бизнес школе, где он и выиграл награду Wharton Venture Award, ставшую отличным подспорьем для начала его нового бизнеса.

Возможность поучаствовать в конкурсе бизнес-планов, а может быть, даже выиграть его, является одной из причин, почему предприниматели хотят сегодня учиться в бизнес школах. Раш Хэмблтон (Rush Hambleton), закончивший Babson College в мае 2009 года, выиграл $30,000 для запуска Canditto, компании, во время свадеб и других мероприятий сдающей в прокат аппараты, позволяющие жениху, невесте и другим высоким гостям сохранить на флэшку фотографии еще до окончания праздника. По словам Хэмблтона, выигранные средства помогли ему продвинуть компанию гораздо быстрее, чем он это представлял.

Стоит ли бизнес школа - с ее довольно внушительными расценками - временных и денежных затрат амбициозных предпринимателей, это вопрос, вокруг которого постоянно ведутся споры. Признавая, что МВА не является обязательным требованием для успешного начала своего дела, Хэмблтон говорит, что школа Babson помогла ему в осуществлении таких задач, как освещение в прессе и изучение языка инвестиций в инновационные проекты (т.н. angel investing). «Предприниматели должны быть открыты для огромного числа людей и идей. И беспощадно критичны по отношению к собственным идеям, – говорит Хэмблтон. – МВА способствует развитию обоих этих факторов». Действительно, многие предприниматели, учащиеся на МВА-программах, подтверждают, что комментарии профессоров, выпускников и однокурсников являются ключом к их успеху. «Окончив бизнес школу, вы уже не сможете так же легко получать столько полезных советов», - напоминает Хаган.

Вкладывая в работу свою душу

Восприятие бизнес школы и своего будущего собственного бизнеса как долгосрочной инвестиции помогает многим студентам МВА быть в тонусе несмотря на бессонные ночи. Помогает им и увлеченность своей идеей. Майкл Данфорд (Michael Dunford), который должен закончить вечерний курс МВА в Babson в декабре 2010, и его супруга Элизабет обожают шоколад. Еще до поступления в бизнес школу у Данфорда родилась идея магазина, торгующего шоколадом со всего света. Проведя исследование, он и его жена обнаружили, что с рынка исчезло элитное шоколадное молоко, и они решили, что могли бы заполнить эту нишу. «Starbucks поступил так с кофе, но в шоколадном сегменте эту идею еще никто не использовал», - говорит Данфорд.

Прожив десять лет в браке, супруги Данфорд начали разрабатывать у себя на кухне рецепт элитного шоколадного молока – по словам Данфорда, «сильно отличающегося от того, которое пьют ваши дети». Данфорды сами придумали рецепт и усердно работали над созданием компании Cocoa Metro. Они максимально увеличили шансы больших продаж, во многом с помощью школы, особенно в области PR-поддержки, и получили первую партию бутылок. По словам Данфорда, они верили в свое дело.

С исчезновением бонусов и чередой увольнений предпринимательство, то есть будничный труд, заставляющий мужчин и женщин потеть для достижения своей мечты и создания «чего-то из ничего», становится образом жизни современного выпускника МВА-программы. Бизнес школы внушают своим студентам, что предпринимательство должно стать новой идеологией их выпускников, даже тех, которые заняты в традиционных отраслях промышленности. «Предприниматель – это не просто профессия, - говорит Артур А. Бони (Arthur A. Boni), директор Donald H. Jones Center for Entrepreneurship в школе Tepper. – Это образ мышления и действий. Все люди должны творить что-то новое, работают ли они над стартапом или трудятся в крупной компании. Особенно в период экономического спада каждый должен стремиться найти новаторские решения».

По материалам сайта www.businessweek.com.


Назад
Books
Запишись
на бесплатный пробный урок
в любую группу

Оставьте ваш e-mail и будьте в курсе последних новостей и акций

Нажимая, вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных
Теги