Интервью с Шали Габисония, студентом MBA Program of New Brunswick University,Канада.
Прежде чем возглавить одну из успешных на московском рынке рекрутинговых компаний HRG Recruitment Solutions, Шали прошел интересный путь от владельца мелкого бизнеса до позиции country manager в международной компании EMDS Consulting, переименованной в HRG Recruitment Solutions в 2003 году. Более того, в 34 года он решил сделать очень серьезный шаг в своей жизни – уехать на 1 год на программу Full-Time MBA в старейший канадский университет.
Вопрос: Расскажите, пожалуйста, о себе, где Вы учились, как и с чего начинали свою профессиональную карьеру?
Ответ: В бизнес меня тянуло, можно сказать, с рождения. Как только появился на свет, я понял: хочу заниматься бизнесом! (Смеется). Руководствуясь этим стремлением, я посвятил всю свою жизнь созданию условий для развития себя и воплощения в жизнь своих идей.
Это привело к тому, что первый бизнес появился у меня в 15 лет. Мы с партнером занимались производством и продажей бижутерии.
С поступлением в ВУЗ с этим бизнесом пришлось закончить, тем более это было связано с переездом в Москву. Я начал учиться в Институте экономики и предпринимательства, которое является негосударственным образовательным учреждением.
Вопрос: Вы пытались поступить в «брендовый» ВУЗ?
Ответ: Во время учебы я понял, что все зависит от человека. Если он хочет получить знания, то обязательно их получит, и неважно, где он учится. У меня были мысли перевестись в более именитые ВУЗы, но, пообщавшись со студентами этих учебных заведений, с представителями приемных комиссий, я понял, что больше потеряю от этого, чем приобрету.
Не буду скрывать, я учился много и упорно, денно и нощно. У меня были цели: узнать, понять, разобраться, воплотить в жизнь, – и я их достигал постепенно, успешно, не уходя никуда в сторону.
Я вышел из стен альма-матер в «прекрасные времена», когда грянул кризис 1998 года. В июне я стал работать в компании RС Cola на позиции территориального представителя по продажам. Но меня тянуло в аналитику, маркетинг, финансы, я хотел развиваться и двигаться дальше и вскоре, через два месяца, покинул компанию. И тут начался один из самых интересных периодов моей жизни – 1,5 года поисков работы в кризис. Эта судьбоносная школа определила мою дальнейшую жизнь.
Вопрос: И с чем Вы столкнулись на своем пути тогда?
Ответ: В течение этих полутора лет я успел апплицироваться на программы развития менеджеров в несколько крупных западных компаний и проходил длительные этапы отбора, участвуя в финальных мероприятиях Assessment Centers, и все успешно провалил, но получил шикарный опыт. Я укрепил свое видение моих целей и фактически наращивал контакты, учился продавать себя, узнавал рынок рекрутмента изнутри.
Все мои мытарства закончились тем, что я получил два великолепных и очень разных предложения о работе: одно – позиция финансового менеджера, а второе – место консультанта в бельгийской компании EMDS Consulting, работавшей на международных рынках. Эта компания занималась организацией рекрутинговых мероприятий с предварительным отбором (preselection). Клиентами были крупные транснациональные компании. С этого и началась моя карьера в рекрутменте. Через год с должности консультанта я перешел на более высокую позицию и стал отвечать за все продажи и маркетинг в России. За очень короткий срок я возглавил российский филиал компании.
В 2001 году произошло слияние EMDS и 3 других компаний рекламной группы Havas Advertising.В итоге на рынок выходит компания HR Gardens, которая в 2003 году в России переименовывается в HRG Recruitment Solutions и становится независимой.
Краткая справка о компании HRG Recruitment Solutions
Московский офис был основан в 1996 году международной компанией EMDS Consulting, европейским лидером в области масштабных рекрутинговых кампаний. По настоящий день HRG Recruitment Solutions предоставляет своим клиентам широкий спектр услуг в области профессионального рекрутмента, кадрового консультирования и управления человеческими ресурсами.
Команда HRG Recruitment Solutions бережно сохраняет традиции качества, привнесенные на этапе создания офиса. Среди клиентов, которым оказывались или оказываются услуги, крупнейшие компании: British American Tobacco, Colgate-Palmolive, MARS, McDonald’s, NIKE, Shell, Walt Disney, Energizer, VOLVO Group и другие.
Вопрос: Когда Вы впервые задумались об МВА?
Ответ: В 2008 году мы все стали свидетелями кризиса. И я вернулся к идее получения образования за рубежом, которая была в моей голове уже очень давно. Но, как всегда, на ее осуществление не хватало времени. Более того, я был уверен, что для подобного обучения нужен опыт работы, нужна база. Как ни смешно, но благодаря экономическому кризису появилось время. Опыт к 34 годам моей жизни накопился богатый, и я решился на очень ответственный шаг в своей жизни - уехать учиться full-time.
Cвой выбор остановил на программе MBA в University of New Brunswick, Saint John.Это имя не очень известно за пределами Канады, но я не гнался за именем, так как мне были важны следующие критерии: наличие очень сильного инновационного блока в программе, короткий срок обучения – 1 год, совокупная стоимость затрат и возможность участия в проекте во время практики. Здесь все это прекрасно сочетается, и я в итоге был принят в университет и зачислен на направление Innovation and Technology Management в рамках MBA-программы университета.
У этой программы отличный менторский блок. После третьего модуля почти у каждого студента появляется личный ментор. Обычно это люди из бизнеса с большим жизненным и профессиональным опытом. В школе вы можете специализироваться по трем направлениям: международный бизнес, управление инновациями и технологиями и общий менеджмент.
Очень сильный упор делается на предпринимательство. У школы тесные связи с бизнес-инкубатором, где поддерживаются и развиваются любые бизнес-идеи и дается зеленый свет всем бизнес-талантам. Представители крупных компаний и предприниматели являются постоянными гостями и делятся своим опытом и знаниями в рамках разных курсов.
Поэтому все, кто хочет поехать в школу именно за тем, чтобы научиться предпринимательству в международном масштабе, чтобы вдохновиться на яркие начинания, чтобы иметь возможность поработать и пройти практику в зарубежной компании, причем потратив на это не очень большие деньги (совокупные расходы составляют не более 60 000 канадский долларов) и не очень много времени, это идеальное место.
Вопрос: Что бы Вы смогли отметить в первую очередь?
Ответ: Больше всего мне запомнился преподавательский состав. Один из профессоров, который читал нам курс лекций по двум дисциплинам - Стратегия и Управление инновациями - смог полностью изменить понимание нами бизнес-моделей и развил инновационный подход в анализе и генерировании новых бизнес-идей. Его методы обучения, анализ кейсов «изменил мозг» всей группе. Глобальный подход, акцент на инновационных продуктах и бизнес-моделях (понимание концепции disruptive vs sustainable innovations), а также постоянная предпринимательская деятельность – вот залог успеха.
Вопрос: Многие гонятся за именем, но мало кто до этого имени добегает. Для кого ваша школа?
Ответ: Я считаю, что оттуда можно выйти неплохим предпринимателем. Даже если не захочешь, сама система сделает так, что ты сможешь развить в себе предпринимательские навыки. В нашем классе представлены 15 национальностей, из России я был единственный. Средний возраст – 27 лет. Все, кто специализировался на инновациях и общем менеджменте, получили оплачиваемую работу в проектных группах на время стажировки.
Вопрос: Вы играете на обоих полях - на поле работодателя и на поле соискателя. Если бы к Вам пришел кандидат 30-32 лет, выпускник не топовой школы. Как бы Вы его оценили, как влиял бы диплом?
Ответ: Если мы говорим о крупных компаниях из сферы IB и консалтинга, то для них очень важно, откуда они берут людей: это самые дорогие и топовые бизнес школы. Данные компании таким образом подтягивают «окружение». Но, тем не менее, никто не отменяет правила отбора. Тем более в России, где крайне не хватает людей с западным бизнес образованием.
Никто не отменял глобальных законов ведения бизнеса, которые в России пока не везде работают.
На западе умеют коммерциализировать бизнес-идеи и учить, как это делать успешно, выгодно и эффективно. Плюс создают условия, при которых ты можешь генерировать идеи, создавать инновации.
Отвечая на Ваш вопрос, скажу, что я смотрел бы, откуда МВА – из западной бизнес школы или из российской, не более того. Ведь и на Западе неоднозначное отношение к МВА, но там эта степень - и любая магистерская степень - ценятся.
Я поехал туда не только структурировать опыт, но и получить идеи, технологии, инструменты, которые помогают мне правильно вести бизнес здесь и сейчас. Ведь, опять же, если ты хочешь получить знания, ты их получишь везде, а вот как их грамотно воплотить в жизнь, это уже заслуга человека, а не школы.
Беседу вела Виктория Пралич, исполнительный директор компании MBA Consult.