Думаете, что вы уже стары для MBA? Рекрутеров бизнес школ больше не интересует возраст кандидатов.
Не слишком ли я стар? Циник скажет, если вы задаетесь этим вопросом, то, скорее всего, ответ «да». Но об этом вы не услышите от членов приемной комиссии MBA.
Действительно, большинству студентов программ MBA 25-30 лет. Но члены приемной комиссии не считают возраст определяющим фактором при отборе кандидатов.
Студенты, которые несколько старше обычного, возвращаются на школьную скамью по многим причинам. По мере того как расширяются индустрии, или сокращаются производства, или происходит реорганизация, сотрудники лишаются определенной и привычной стабильности. Представители старшего поколения чаще всего стараются найти новые пути, для этого они идут в школу или пытаются найти новую работу.
Несмотря на то что нет строгого определения для «старых» или «нестарых» студентов, разница между молодыми и более старшими студентами очевидна. 30-40-летние учащиеся вынуждены находить необходимый баланс между личной жизнью, своей семьей и сложностями обучения в бизнес школе. Иногда они хотят сменить профессию, молодые студенты же чаще всего стремятся найти короткий путь к креслу управляющего.
Чаще всего старшие студенты богаты тем, чего недостает амбициозным и молодым – у них есть опыт работы. Бизнес школы ценят этот момент, опыт работы в определенной степени свидетельствует о потенциале студента, а также он помогает обогатить атмосферу в учебном классе. Более опытные студенты, имеющие различные специализации, заставляют весь класс обдумывать новые ситуации и перспективы.
В общем, студенты должны быть уверены, что их опыт работы и нестандартная биография придадут вес их заявлению, а не отпугнут ректрутеров.
Как найти место и вписаться туда
Занимаясь поиском будущего места обучения, представители старшего поколения могут столкнуться с огромным количеством программ, специально созданных для удовлетворения их потребностей. Программы Part-Time и Executive MBA предусматривают занятия по вечерам или в выходные дни, что очень подходит для работающих людей.
"Студенты хотят приобрести дополнительные знания благодаря обучению по программам MBA, но они не хотят терять работу, - говорит Синтия Вортон (Cynthia Wharton), директор по рекрутингу в Moore Business School. - Иногда студенты хотят посвящать поиску работы дневное время и учиться по вечерам".
Но если поступление в бизнес школу - это одна проблема, то обучение в ней - другая. Многие люди, которые давно не сидели за партой, обеспокоены тем, как они будут выглядеть в классе. Зелон Кроуфорд (Zelon Crawford), директор по рекрутингу выпускников в Fox School of Business, замечает, что старшие студенты приспосабливаются после периода «начального страха». “Многие студенты испытывают трудности со статистикой, – говорит она. - Им обычно требуется больше времени, чтобы приспособиться к объему работы и групповым заданиям".
Старшим студентам могут быть полезны школы с неформальным подходом к учебному процессу. Кстати, посетить формальные занятия перед тем, как вернуться за школьную скамью или пролистать подготовительные материалы по нескольким предметам, бывает целесообразно для будущих студентов.
Что касается трудоустройства, старшие студенты должны понимать, что компании не заинтересованы в кандидатах этой возрастной группы на должности помощников менеджеров. Имея это в виду, Кроуфорд советует таким студентам не придерживаться традиционной схемы трудоустройства. "Я имею в виду необходимость сделать упор на работу со знакомыми и выпускниками, что чаще всего приводит к организации новых предприятий и открытию новых бизнес-проектов, - говорит она. - Студентам безусловно нужно искать школу с развитой системой общения с выпускниками. Именно сейчас самое важное для вас - это знакомства и деловые связи”.
Если же студенты хотят изменить профессию, то и программы MBA, и компании-работодатели будут требовать от них одного и того же: наличия таланта, определенных навыков, богатого творческого и профессионального потенциала, а также соответствия должности.
“Не все работодатели хотят видеть среди сотрудников представителей более старшего поколения, но и не все гоняются за молодыми выпускниками, – говорит Вортон. - Самое главное – соответствовать занимаемой должности. В случае с более старшими студентами речь идет не просто об улучшении набора имеющихся у них навыков и знаний, но и о возможности переквалифицироваться. Собственный ремаркетинг является важной частью того, что студент может получить от обучения по программе MBA”.
По материалам сайта www.find-mba.com.