Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

Сказано и сделано

Сказано и сделано

Профессор Колин Майер (Colin Mayer), декан Said Business School, не склонен легко относиться к трудностям.

Бизнес образование - довольно противоречивая сфера. В условиях рецессии повышается количество желающих получить диплом, так как многим импонирует перспектива переждать бури экономики в уютных стенах кампуса бизнес школы. Но всё же сейчас для школ настали неопределенные времена. Многие выпускники не могут найти работу, так как финансовый сектор пострадал от кризиса сильнее всех. Крупные корпорации, которые являются и щедрыми благотворителями, и благодарными клиентами для недешевых курсов уровня executive, сейчас внимательно следят за своим бюджетом.

В то же время решаются и более важные вопросы. Бизнес школам сейчас приходится нелегко, так как на них частично лежит ответственность по урегулированию кризиса. Кроме того, по словам критиков, частичная ответственность за случившееся лежит на выпускниках известных бизнес школ, которые на практике применяли знания, полученные в их стенах.

И именно эти обвинения Колин Майер не собирается игнорировать. Он считает, что главный недостаток бизнес школ в том, что они не воспитывают чувство любознательности в выпускниках. Он имеет в виду, что в то время, как корпорации лопались прямо под носом у всех, члены правления оставались в блаженном неведении.

И это именно та проблема, которой не существует в подведомственном ему учреждении. «В Оксфорде более дискуссионная форма обучения. На уровне бакалавриата акцент делается на лекционную форму, а вот на более высоком уровне студентов учат быть пытливыми», - говорит он.

Бизнес школе Said удалось пройти долгий путь за короткое время. И если у университета было 800 лет для создания репутации, то у дочерней школы, которая занимает 27 место в рейтинге Economist Intelligence Unit среди программ Full-Time MBA, управилась всего за 10 лет. В 1996 году всё начиналось довольно скромно. Первый класс, состоящий из 40 студентов, должен был делить пространство с городской больницей, сейчас школа переехала в собственный кампус, построенный в 2001 году. Там уже 400 студентов сражаются за место под солнцем. Расширение жизненного пространства намечено на 2010 год.

Преимущества Европы

В сложившихся экономических условиях школам приходится адаптироваться так же, как и корпорациям. Им приходится не только выращивать менеджеров, которые могут задавать сложные вопросы, но и готовить их к иным профессиям. И это, по словам профессора Майера, означает, что «сейчас важный акцент делается на предпринимательстве».

С недавнего времени всё изменилось. Когда в девяностых произошел бум Интернет-компаний, вокруг кишели инвесторы, готовые поддержать любой проект, не задумываясь об экономическом обосновании. Сейчас же над инвесторами сгущаются тучи, кредиты выдаются с неохотой, а средства венчурных фондов тают на глазах.

Профессор Майер интуитивно чувствует, что именно эти обстоятельства помогут студентам европейских бизнес школ получить преимущество. «Британским студентам всегда сложно было найти спонсорскую поддержку, и им приходилось выдумывать всевозможные способы для реализации своих проектов. В Америке с этим дело обстояло намного проще, так что они больше пострадают от нехватки финансирования. Сейчас нам нужно изобрести новую модель. Мы изучаем роль социального предпринимательства в различных частях света. Из опыта работы различных финансовых рынков мы узнаем, что микрофинансирование очень важно», - говорит декан.

С другой стороны, нелегкое время может сохранить преимущество американских бизнес школ в области благотворительных взносов в казну. Поражающие воображение суммы, которые жертвуются американским школам, в том числе и 300 миллионов долларов, которые подарили в прошлом ноябре Chicago Graduate School of Business, превосходят все мыслимые рамки европейской благотворительности на развитие бизнес образования. 20 миллионов фунтов стерлингов (около 29 миллионов долларов), которые филантроп и бизнесмен Вафик Саид (Wafic Said) пожертвовал на открытие школы, названной его именем, остаются самым крупным пожертвованием за историю европейских бизнес школ.

Профессор Майер считает, что все различия берут своё начало в культуре стран. В Европе традиционно образование является той сферой жизни, за которую платит государство, идеи благотворительности на эти цели преданы негласной анафеме. По ту сторону Атлантики считают совершенно иначе. И к этому придется прийти европейским бизнес школам, если они намерены выжить в трудные времена.

«Oxford весьма преуспел на этой ниве. Фонд Сколла, основанный Джефом Сколлом (Jeff Skoll) из eBay, оплачивает деятельность исследовательского центра социального предпринимательства, также British Telecom основал свой центр. Но нам предстоит научиться быть весьма упорными в достижении своих целей, особенно если речь идет о сборе средств. Кроме привлечения отдельных благотворителей нам следует добиваться ежегодных взносов со стороны выпускников, что является уже традиционным по ту сторону Атлантики», - говорит он.

«И мы должны приложить все силы, чтобы донести до выпускников всю важность подобной программы. Частично это укрепит связь выпускников и школы, которая не прерывается после окончания курсов, мы помогаем им на протяжении всей жизни, а также это создает чувство общности», - добавляет профессор.

Теперь, когда сбор средств становится весьма важным для жизнедеятельности школ, комитеты, назначающие людей на посты во главе бизнес школ, склонны учитывать не только данные о профессиональной деятельности, но и данные о благотворительной активности кандидатов. Меняется ли в связи с этим роль декана?

«Это всё очень сложно. Безусловно, декан должен иметь достаточный научный багаж. Но и его имидж среди деловых людей должен быть безупречным. Так что стоит искать золотую середину. И деятельность по сбору средств очень важна. Декан должен уметь воодушевлять людей и заинтересовывать их делами школы и планами на будущее», - говориит Майер.

«Наша первоочередная задача - воспитывать исключительных и уникальных лидеров, а если принять во внимание, сколько школ занимаются тем же самым, мы оказываемся в условиях самой высокой конкуренции в мире», - добавляет он.

Кроме того существует определенная сложность в управлении тем, что Майер называет «Византийским институтом». Оксфорд всегда был синонимом британского консерватизма, который не импонирует традициям делового мира. И новомодная школа в лучшем случае будет встречена с презрением, в худшем - с негодованием.

Но профессор Майер не согласен с этим: «Мы полностью интегрированы. Одна из причин в том, что студентов бизнес-направления можно найти в каждом колледже университета. И все точно знают, какой именно уровень требуется для поступления в бизнес школу. Другая причина - в преподавательском составе. Все они связаны с колледжами и имеют обширные связи среди менеджеров компаний. Они участвуют в совместных исследовательских проектах. Мы можем использовать ресурсы других факультетов университета и предложить обширный выбор междисциплинарных программ. Это наше главное отличие от таких одиночек, как INSEAD».

Восхождение бизнес школы Said было довольно стремительным. Таблицы рейтингов свидетельствуют о том, что европейские бизнес школы дышат в затылок американским коллегам. Но кризисное время, которое на руку бизнес школам в плане количества желающих обучаться, действительно представляет определенные трудности. Следует учитывать, что сложившаяся традиция финансирования бизнес школ из благотворительных фондов по ту сторону Атлантики дает преимущество именно американским игрокам на ниве бизнес образования. И профессор Майер не настолько глуп, чтобы не понимать нависшей угрозы, но он надеется, что богатая история основного университета, который сделал возможным существование бизнес школы, прибавит школе вес в глазах мирового сообщества.

По материалам сайта www.economist.com.


Назад
Books
Запишись
на бесплатный пробный урок
в любую группу

Оставьте ваш e-mail и будьте в курсе последних новостей и акций

Нажимая, вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных
Теги