Когда Ишток Селяк (Iztok Seljak), менеджер среднего звена в словенской компании по производству автозапчастей Hidria D.O.O., задумался о получении диплома MBA, ему не пришлось искать подходящую школу слишком долго. По соседству располагалась IEDC-Bled School of Management .
Несмотря на то что в целом школа удовлетворяла его потребностям, некоторые недочеты все же были. Например, тот факт, что тогда, в 1995 году, школе не было и десяти лет. Но господин Селяк решил все равно учиться там. Интуиция его не подвела, и, с успехом окончив учебное заведение, он стал вице-президентом в своей компании. Тем временем IEDC получила всемирную известность и стала одной из самых уважаемых бизнес школ. Сейчас в ней учатся студенты разных национальностей, школа имеет аккредитацию английской Ассоциации MBAs (Association of MBAs), а также является основателем Central and Eastern European Management Association (CEEMAN), глобальной ассоциации по развитию менеджмента.
IEDC Bled School of Management - одна из немногих бизнес школ Центральной и Восточной Европы. Сейчас их число растет, и они вносят свой вклад в мировое
бизнес образование. Эти школы привлекают местных и иностранных студентов инновационными, гибкими и часто весьма недорогими программами обучения.
Но это нелегкая задача. Многие школы данного региона все ещё не оправились от своего коммунистического прошлого, им не хватает студенческих ресурсов, ощущается недостаток профессиональных преподавателей. Также далеко не все согласны получать образование на платной основе. Но всё же школы-пионеры маневрируют между ограничениями и требованиями местной системы образования, стремясь получить признание за рубежом.
«Сегодня лучшие школы Центральной и Восточной Европы привлекательны для студентов из всех стран мира», - говорит Миленко Гудик (Milenko Gudic), глава International Management Teachers Academy, программы по повышению квалификации, спонсируемой Open Society Institute и CEEMAN, организацией по развитию менеджмента. «Ирония же в том, что часто лучшим школам приходится привлекать студенческий ресурс из-за границы, так как в их родной стране очень печальная демографическая ситуация», - добавляет он.
В Словении, чьё население составляет два миллиона человек, в 2005 году три четверти студентов IEDC были иностранцами из 57 стран. Главное - проявлять гибкость. Например, учащиеся по программе President’s MBA могут начать учебный процесс в любое время года, а также в их распоряжении есть три года для сдачи итоговой работы.
Плата за обучение, которая составляет 23 000 евро за одногодичную программу МВА, может быть, и великовата по меркам данного региона, но весьма не высока по сравнению с бизнес школами Западной Европы. Также IEDC славится изучением искусства, театра и музыки в рамках программ. Этот весьма необычно, но, по словам Даницы Пург (Danica Purg), директора школы, руководители уверены, что таким образом в будущих менеджерах развивается креативность и способность творчески подходить к проблеме.
Другие бизнес школы также занимают определенную нишу на рынке бизнес образования в этом регионе. Относительно небольшая группа Estonian Business School Group в Таллине, насчитывающая только 500 выпускников, обучает, по приблизительным подсчетам, одну четвертую студентов-магистров из различных стран, таких как Аргентина, Бельгия, Китай, Россия, США. Обучение в этой школе ведется на русском, английском, эстонском языках, в ней работают преподаватели из разных стран.
В Эстонии зародилась Интернет-телефония Skype, находится множество IT-фирм. Предложения школ отражают местный интерес к IT и торговле.
По словам Николы Хилкема (Nikola Hijlkema), проректора по международным отношениям, очень немногие школы в регионе нуждаются в определении своего уникального направления. Некоторым школам совсем не до этого, так как они сражаются с требованиями государственного министерства образования и, соответственно, не могут менять свой учебный план.
Kozminski Business School
в Варшаве предлагает взаимовыгодное сотрудничество в сфере бизнес образования. Частная школа с четырнадцатилетним стажем организовала на своей базе юридическую школу, и теперь учащиеся могут получить двойное образование по направлению юриспруденция, менеджмент, социология и даже экономическая психология.
«Наш подход к бизнес образованию шире, чем это принято, скажем, в США или Европе, мы экспериментируем, и это, кажется, работает», - говорит Андрей Козмински (Andrei Kozminski), декан и один из основателей группы польских академий с широким международным опытом и связями.
Kozminski предлагает пять мастерских программ, обучение по которым ведется на английском языке. Учащиеся могут получить двойное образование по программе MBA в Kozminski и в University of Bradford. Плата за обучение в районе 6 000 евро в год - просто подарок по меркам международных стандартов. Школа привлекает около 10% потенциальных студентов из-за границы. Kozminski стала первой бизнес школой в Центральной и Восточной Европе, получившей аккредитацию со стороны European Quality Improvement System (EQUILS).
На сегодняшний день ещё одной школой в регионе, получившей аккредитацию, является факультет экономики государственного университета в Любляне, Словения.
«Польша продвинулась намного дальше в плане соответствия международным стандартам post-graduate программ», - говорит Ульрих Гоммель (Ulrich Hommel), помощник руководителя по аккредитации EQUILS. В других странах, России, например, и странах Балтики, государство очень сильно вмешивается в образовательный процесс, ощущается недостаток квалифицированного преподавательского состава, а также существуют и другие проблемы. Польша их преодолела во многом благодаря тесным связям с американскими и прочими западными университетами.
«Российское бизнес образование страдает от многих проблем», - говорит ректор
Международного Института Управления
в Санкт-Петербурге, Сергей Мордовин (Sergei Mordovin). Этот институт - одно из немногих российских учебных заведений, чьи программы MBA имеют аккредитацию ассоциации MBA.
Мордовин говорит, что существующий государственный контроль препятствует развитию бизнес образования. В России очень мало профессоров менеджмента (всего около 50 человек, которые действительно профессионалы в своей области). Здесь не существует конкуренции, так как на российском рынке бизнес образования нет западных школ. Очень мало примеров из реальной жизни отечественных компаний можно изучать в рамках образовательного курса.
Школа пытается преодолеть все препятствия в основном благодаря программам, которые соответствуют международным стандартам. Индивидуальные программы MBA для таких компаний, как Газпром и United Technologies Corp., а также общедоступные курсы по общему менеджменту и бизнес-английскому являются прекрасным дополнением к основной программе.
Школа добивается получения аккредитации со стороны EQUILS. Получение международной аккредитации - дело весьма нелегкое. «Оно требует много времени, денег, опыта, а также необходима полная комплектация классов, - говорит Мордовин. - Но зато вы узнаете много нового о своей школе, так что игра стоит свеч».
По материалам журнала "The Wall Street Journal".