Одна журналистка Financial Times вздохнула с облегчением, когда компании-работодатели вернулись на кампусы бизнес школ. Причина проста: у нее такое же имя, как у выпускницы ведущей европейской школы, которая тоже работает в СМИ. Если число вакансий сокращается, то эта журналистка получает множество звонков и писем по электронной почте от безработных выпускников с просьбами о помощи.
Они хотят знать, какие возможности доступны магистрам делового администрирования в Financial Times, с кем следует связаться по вопросу поиска работы, какая дополнительная информация может пригодиться на интервью. Некоторые, наиболее амбициозные, студенты хотят, чтобы она помогла им устроиться в Pearson, компанию-учредитель FT. Одни недоумевают: так найдут им работу, или нет. Другие откровенно грубят. «Да кто ты такая?», - спросил недовольный выпускник, когда она сказала, что не сможет помочь.
Не думаю, что эта журналистка единственная, кто попал в подобную ситуацию. «Используй сеть контактов» - эту мантру повторяют в бизнес школах в непростые экономические времена. Студенты так и поступают, но насколько это этично? Где проходит граница, которую нельзя пересекать?
По мере того, как бизнес школы выходят из кризиса – в котором винят магистров делового администрирования на ответственных позициях – деканы обещают научить будущих лидеров придерживаться норм этики, высоких моральных стандартов и следовать принципам. Активнее всего эту идею поддерживают ведущие мировые бизнес школы. При этом одна из причин, почему будущие менеджеры готовы столько платить за обучение в известной школе, – это доступ к сети контактов.
Анализ опроса более 9000 выпускников ведущих программ MBA показал, что создание сети контактов – это третья серьезная причина, по которой люди хотят получить степень, она следует за повышением доходов (первое место) и образованием как таковым. Оказалось, что сеть контактов даже важнее, чем продвижение по службе, переход на другую работу или смена направления карьеры. Кроме того, 95% респондентов сообщили, что достигли своих целей именно с помощью сети контактов.
Разумеется, почти всем, кто работает в уважаемой компании, приходится столкнуться с дилеммой «помогать или не помогать» просящим, начиная с амбициозной родительницы на школьном дворе, которая заявляет вам, что двухнедельный опыт работы в известной компании привлечет внимание к неяркой заявке ее сына в университет, и заканчивая продавцом печатной продукции, который протягивая вам утром газету, объясняет, что его племянник без работы уже год – и отчаянно ищет хоть что-то.
В большинстве компаний, подобных FT, существуют строгие правила, препятствующие проявлениям кумовства. «Простите, - говорите вы, - но студенты могут устроиться в нашу компанию, только если соответствуют определенным критериям». Гораздо сложнее, если вы хорошо знаете человека, обратившегося к вам с подобной просьбой. Насколько далеко вы зайдете, чтобы помочь другу найти работу? Дать контактную информацию директора по персоналу? Охотно. Написать рекомендательное письмо? Ну, нет.
Проблема с сетью контактов магистров делового администрирования состоит в том, что вы даже не видели человека, который просит о помощи; это незнакомец. Делает ли вас тот факт, что вы закончили одну и ту же школу, обязанным ему помочь?
И это еще не самое плохое. Сотрудники крупных компаний, особенно инвестиционных банков, часто самостоятельно тренируют соискателей-студентов MBA, окончивших ту же бизнес школу. Некоторые даже посвящают целый день, например, субботу, тому, что готовят студентов к интервью, подсказывая им «правильные» ответы и сообщая полезную информацию о компании, которая позволит им произвести наилучшее впечатление на специалистов по подбору персонала.
Таким образом, эти студенты получают незаслуженное преимущество, а специалисты из менее известных университетов теряют шансы попасть в компанию, и неважно, насколько они талантливы. Возможно, прием сотрудников с похожим опытом и ценностями приносит компании пользу. Или препятствует критическому мышлению и изменениям?
Журналистка, которую путают с выпускницей бизнес школы, видит, по крайней мере, одно преимущество в своей несуществующей степени MBA. Она получает приглашения на мероприятия, организованные ассоциацией выпускников, и, по ее словам, «они умеют развлекаться».
По материалам сайта Financial Times.