Что происходит с рекомендацией многообещающего кандидата, поступающего на программу MBA в университет Notre Dame, если под ней стоит подпись Тома Мендозы (Tom Mendoza), пожертвовавшего названной его именем бизнес школе Mendoza College of Business 35 миллионов долларов? Да то же, что и обычно: ее внимательно читают, говорит директор приемной комиссии MBA университета Notre Dame Брайан Лор (Brian Lohr). Это касается всех рекомендаций вне зависимости от того, написаны ли они коллегой кандидата или президентом США; а Лор видел множество писем.
Рекомендации являют собой несколько загадочную составляющую процесса поступления. Лишь работу над этой частью личного дела кандидат не сможет отследить. Считается, что проще (по крайней мере, быстрее) всего подготовить именно рекомендательные письма. Зачастую будущие студенты полагаются и уповают исключительно на громкое имя поручителя.
Внимание к деталям
По мнению директоров приемных комиссий, это большая ошибка. Лор говорит, что студента, рекомендованного Мендозой, все-таки приняли в университет Notre Dame, но совсем не из-за протекции влиятельного поручителя. Есть множество нюансов, которые не следует упускать, составляя письмо. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваше письмо выделялось на фоне остальных, придется как следует потрудиться.
Сара Неер (Sara Neher), директор приемной комиссии программы MBA в Darden School of Business при University of Virginia, говорит, что при поступлении многие кандидаты теряют большие возможности, не уделяя рекомендательным письмам должного внимания. «Люди не добиваются с помощью рекомендаций того, чего могли бы», – отмечает она.
В сложившихся непростых условиях для поступления рекомендательные письма могут оказаться существенным доводом в пользу кандидата, если члены приемной комиссии еще колеблются. Розмария Мартинелли (Rosemaria Martinelli), заместитель председателя приемной комиссии Сhicago Booth School of Business, считает, что благодаря содержащейся в рекомендациях информации всегда можно проверить данные, предоставленные в заявлении кандидата, и обратить большее внимание на определенные моменты. «Мы видим оценки и эссе, но мы должны еще и слышать голос постороннего человека, – утверждает Мартинелли, – для членов приемной комиссии это чрезвычайно важный элемент головоломки».
Однако если письмо не дополняет заявление, может случиться обратное.
«Письма могут погубить ваше заявление», – говорит Неер.
Шаг первый: выбор рекомендателя
Адам Кинг (Adam King), студент-второкурсник Goizueta Business School при Emory University, имел четкое представление о том, кто должен стать его рекомендателем, но не знал, как этого добиться. Будучи помощником по маркетингу в компании, занимающейся линией одежды и обуви Run Athletics, Кинг работал вместе с Расселом Сайммонсом (Russell Simmons), легендарным основателем Def Jam Records и многих других предприятий. Однако Сайммонс редко брался за написание рекомендательных писем, при этом батальон помощников объявил, что добиться личной встречи с ним будет непросто.
Когда Кинг услышал о том, что Сайммонс снимает рекламу своего продукта RushCard (дебетовая карта Visa), он понял, что это его шанс. Надев свой лучший костюм, Кинг явился на площадку. Он рассчитывал на то, что иногда людей для массовки выбирают из толпы, и не прогадал: его вызвали. «Я подумал, что пришло время проявить себя», – говорит Кинг.
В ролике, который и сейчас можно найти на YouTube, показано, как Кинг беседует с хип-хоп магнатом, сидя в его офисе, в то время как закадровый голос распространяется о преимуществах RushCard. Как утверждает Кинг, на самом деле он рассказывал Сайммонсу, почему хочет поступать в бизнес школу. К концу съемки Сайммонс согласился – за это время он уже узнал о Кинге и его желании поступать в бизнес школу достаточно, чтобы написать персонализированную рекомендацию.
Конечно, далеко не каждому студенту выпадает такая удача – даже если ему и посчастливилось заручиться поддержкой известного рекомендателя. Само по себе громкое имя поручителя не может повредить кандидату, но если знаменитость в действительности не знает вашу карьерную историю, у комиссии может сложиться впечатление, что кандидат несерьезен и просто кичится своими связями.
«Я считаю, что нет смысла в выборе именитого рекомендателя, если он на самом деле не знает человека и его работу, – говорит Мартинелли, – и, честно говоря, нет прока и в рекомендации, написанной папиным лучшим другом, с которым кандидат однажды играл в гольф».
Нельзя забывать, что члены приемной комиссии перечитывают за год тысячи писем, и их сложно поразить. Неер получала «совершенно бесполезные» письма от членов королевских семей.
Во многих школах рассказывают о рекомендациях от нынешних или бывших президентов, некоторые уже получали письма от Барака Обамы. Написаны они были хорошо, но большего веса заявлениям это не придало, поясняет Мартинелли.
Лиз Рили Харгроув (Liz Riley Hargrove), заместитель председателя приемной комиссии в Fuqua School of Business, помнит рекомендации Джоди Фостер (своему личному помощнику), Спайка Ли (помощнику продюсера), Билла Клинтона (помощнику по предвыборной кампании). Так совпало, что все эти заявления были приняты. Но рекомендации знаменитостей, хотя и вызывают любопытство у членов приемных комиссий, сами по себе не имеют особенного веса. Более того, по словам Кита Вона (Keith Vaughn), помощника председателя приемной комиссии MBA в Marshall School of Business, письма от звезд могут замедлить процесс утверждения заявки, поскольку их приходится отбирать из общего числа рекомендаций и направлять на рассмотрение декану школы.
Самое главное – насколько хорошо автор рекомендации знает о ваших достижениях. В большинство школ требуется два письма, хотя бы одно из них – от начальника с работы. Кроме того, во многих школах вместо того, чтобы писать письмо, рекомендателя попросят ответить на специальные вопросы. Обычно на составление рекомендации уходит больше одного часа, а то и больше нескольких часов, если говорить о действительно хорошем отзыве.
Лучше, чтобы рекомендатель привел как можно больше примеров достижений кандидата. Также неплохо заручиться помощью кого-нибудь, кто умеет хорошо писать и сможет найти время и расхвалить ваши лидерские способности нескольким бизнес школам, не спутав их названий (что случается нередко). Чтобы облегчить задачу, некоторые находят для каждой школы отдельного рекомендателя. Найти людей нелегко, но результат того стоит.
Шаг второй: безупречность
Выбрав рекомендателей, назначьте им встречу за ланчем или чашкой кофе. Сделайте это заблаговременно. Так вы сможете объяснить людям, во что вы их вовлекаете. Важно поинтересоваться, располагают ли они временем, считает Неер. Если они не готовы рассыпаться в похвалах в ваш адрес, такой вопрос послужит им удобным поводом для отказа.
Захватите ваше резюме и список ваших достижений (по пунктам), но ни в коем случае не пишите полных предложений и не давайте рекомендателям ваши эссе. Это избавит их от соблазна списать некоторые фразы «под копирку». Джули Стронг (Julie Strong), старший заместитель директора приемной комиссии MBA бизнес школы Sloan School of Management, утверждает, что всегда несложно вычислить слегка видоизмененный текст. Последовательное, слово за слово, пережевывание одной и той же мысли производит крайне неблагоприятное впечатление, считает Стронг. «Это же плагиат собственных идей», - говорит она.
Во время встречи расскажите рекомендателю о школе, в которую вы поступаете. Неер рекомендует принести распечатку с информацией о миссии школы. Это поможет рекомендателю понять, какие качества подчеркнуть, чтобы показать, что кандидат подходит университету.
Некоторые подсказки
Если вам никак не удается получить отличную рекомендацию, не отчаивайтесь. Большинство рекомендаций хвалебные, но встречаются негативные и даже в высшей степени странные отзывы. Один рекомендатель упоминает предков, в 17 веке приплывших из Англии на судне «Мейфлауэр» и поселившихся в Америке. Другой, камбоджиец, подчеркивает, что Анжелина Джоли является гражданкой этой страны.
Зачастую студенты по ряду причин просто не могут следовать правилам приема в школу. Кит Флетли (Keith Flatley), студент-второкурсник школы Mendoza, командовал американскими солдатами, проходя службу в Тикрите, городе, где родился Саддам Хусейн. Тогда-то он и решил получать бизнес образование. Он знал, что его рекомендатели, находящиеся в Ираке, не смогут уделить много времени ответам на вопросы бизнес школ. «Если вы стоите перед выбором написать письмо родным или какую-то рекомендацию, вы, разумеется, выберете письмо близким», – говорит он. Правда, в итоге Флетли получил рекомендации от военного священника, командира роты и майора.
Стив Мисурака (Steve Misuraca), студент второго года обучения по программе MBA в Fuqua, в свое время также оказался в непростой ситуации. Он работал в семейном бизнесе, занимал высокую должность, при этом его прямым начальником был родной отец. Обычно школы ставят под сомнение объективность мнения близких родственников. Некоторые студенты поступают на программы MBA, не предупреждая об этом своего работодателя, т.е. они не могут заручиться рекомендацией непосредственных руководителей. У некоторых же не складываются отношения с босом. В таких случаях большинство школ дают абитуриентам еще один шанс и предлагают написать дополнительное эссе, объясняющее изъяны рекомендаций. Мисурака в итоге предоставил рекомендации от коллег, не являющихся его родственниками.
Весьма вероятно, что заявление сильного кандидата будет принято, несмотря на отзывы рекомендателей. Хорошее резюме куда важнее, чем банальные похвалы начальника, будь он хоть президентом компании. И все же, поскольку правила отбора кандидатов MBA все больше ужесточаются, хорошо иметь преимущество перед другими абитуриентами – искреннее, написанное красивым языком, личное рекомендательное письмо от человека, который имеет полное представление о ваших достижениях. И тогда, безусловно, не будет ничего плохого в том, что это Обама.
По материалам сайта www.businessweek.com.