На многих программах MBA гипотетические схемы кейсов созданы для того, чтобы восполнить недостаток практического опыта. Но если речь идет об обучении руководящего звена, можно ли найти другой, более жизненный подход?
Для Bank of Montreal (BMO) ответ на этот вопрос был только один: да. В соответствии с этим совместно с Rotman School of Management разрабатывалась программа обучения руководства.
Вывод из этого был ясен: зачем тратить время на изучение немного отрешенных от реальности кейсов, когда в распоряжении преподавателей и студентов множество примеров из повседневной жизни компании.
«Если вам нужно научиться решать возникающие вопросы, то почему бы не решать не смоделированные, а свои? Сегодня несложно найти подходящие текущие проблемы», - задается вопросом Роз Паттен (Rose Patten), первый заместитель генерального директора и глава отдела кадров BMO.
Подобная точка зрения сблизила BMO и Rotman, которые займутся обучением 500 сотрудников банка по специальной программе в течение трех лет. «Это самое глубокое и крупное совместное партнерство, которое нам удавалось установить», - говорит Роджер Мартин (Roger Martin), декан Rotman.
Планируется, что топ-менеджеры банка посетят три сессии, по два с половиной дня каждая, с профессорами из Rotman, которые выступят, скорее, в роли судей, чем наставников.
Без шпаргалок
Руководители банков, чье время очень дорого, не склонны, по словам Дэвида Каспера (David Casper), терпимо относиться к дуракам. Так что это накладывает определенную степень ответственности и на обучаемых, и на обучающих. «Реально можно решить любую проблему за полдня. Если тебе требуется на это три, у тебя должны быть очень веские причины», - говорит Каспер, топ-менеджер BMO Capital Markets, глава отдела инвестиций и банковского обслуживания крупного бизнеса.
Топ-менеджеры будут проходить обучение поэтапно, в каждом классе будет от 20 до 25 человек. В дополнение ко всему BMO привлекли к работе собственных аналитиков для непосредственной работы с топ-менеджерами , которые обеспечат им основательный взгляд на проблему, который редко можно ожидать от менеджеров высшего звена. Этот подход должен уравнять иерархичную систему управления, сложившуюся на местах.
Бил Даун (Bill Downe), топ менеджер BMO, рассказывает, что он был поражен уровнем взаимного сотрудничества в классе, хотя все участники обсуждения были разных рангов. «Учебный процесс здесь был совсем иным и независимым от корпоративной иерархии», - говорит он.
Этот курс будет лишь началом интерактивного подхода к обучению, когда участники будут оставаться в тесном контакте друг с другом и использовать материал уроков, чтобы решать реальные проблемы со своими подчиненными. Они также смогут поддерживать контакт со своими инструкторами за пределами классных сессий.
Цель занятий - обеспечить новое понимание управления компанией на уровне топ-менеджмента. «Банкиры обычно больше менеджеры, чем руководители. Но со временем наступает тот момент, когда от них требуется именно навык лидерства», - говорит Паттен.
К тому же это партнерство позволяет профессорам из Rotman представить свои последние исследования и обсудить их. Так что BMO становится своего рода лабораторией для Rotman и его исследовательской группы.
Данная программа иллюстрирует новый подход к обучению руководителей, который набирает популярность. Он сдвигает акценты с шаблонов бизнес школы на реальные повседневные нужды компании, что приводит к увеличению адаптированных программ.
В учебной жизни Rotman, как и многих других бизнес школ, всё чаще встречаются индивидуальные программы для подготовки специалистов определенного направления по заказу организации, они преобладают над открытыми программами для всех желающих.
«Мы изменили стратегию, чтобы адаптироваться к нуждам топ-менеджеров. У нас почти нет программ для всех желающих, больше персональных программ. Наша цель - полностью перейти на индивидуальные программы», - говорит профессор Мартин.
Кроме выгод для партнеров из корпоративного мира, которых полностью устраивают предложения по индивидуальным программам, это подходит и бизнес школе. Она может посвятить больше внимания и средств развитию учебного плана, так как маркетинг и продажи, на которые уходит 30-40% средств программ открытого набора, не требуются при индивидуальном партнерстве.
Курсы для BMO будут проходить в учебном центре банка в Торонто. С 1994 года это здание обеспечивает всем необходимым для учебы уже около 37 000 сотрудников компании.
По условиям партнерского соглашения, Rotman, несколько ограниченный в своих возможностях, сможет использовать пространство учебного центра для нужд других программ.
По материалам сайта ft.com.