Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

Разные черты одного класса

Разные черты одного класса

Когда разнообразие равно однообразию?

Представьте типичную аудиторию программы MBA двадцать лет назад. Большинство студентов, неистово строчащих лекцию, соответствовали стандартному образцу того времени: мужчина, представитель среднего класса, с Запада. Загляните в класс сегодня, и вы получите совершенно другие впечатления. Для начала вы сейчас увидите намного больше женщин – например, бизнес школа Wharton School при University of Pennsylvania гордится тем, что 40% студентов нового набора - женщины. Вы также увидите огромное разнообразие этнических групп и национальностей практически со всех сторон света.

В связи с этим может появиться соблазн считать, что старые барьеры сломаны и достигнуты равные возможности. Но все в большей степени это кажущееся многообразие становится маской нового и хитрого типа конформизма. За различием полов, цвета кожи и языков прячутся одинаковые подходы, ожидания и устремления, что является риском для создания клонов среди бизнес-лидеров будущего. Будущего, где невозможно отличить методы и мотивацию воротил бизнеса из Бангалора, Пекина и Бостона.

Многие корпорации, которые привели нас к настоящему бардаку в экономике, были также больше всех заинтересованы в подборе персонала среди обладателей MBA. Многообразие, кажется, не помогло справиться с фундаментальным недостатком руководства в бизнесе. Поэтому что можно сделать, чтобы получить более эффективных проводников коммерческой среды? По словам Валери Готье (Valerie Gauthier), заместителя декана школы HEC Paris, выход заключается в процедуре, согласно которой программы MBA набирают своих студентов. В данный момент кандидаты отбираются по достаточно узкому набору критериев, таких как предыдущие учебные и профессиональные показатели, аналитические способности и способности к количественному мышлению, умение решать проблемы. Затем эти показатели соединяются с представлением школы о том, насколько многообразным должен быть курс, в результате чего паспорт, этническое происхождение и пол могут стать значимым фактором. Но школы редко глубоко копают, чтобы понять, что на самом деле движет претендентом, и создать курс, который также содержит многообразие в подходах и взглядах – пожалуй, единственное многообразие, которое, на самом деле, имеет значение в бизнес-среде.

Профессор Готье считает, что школы должны не только выбирать типичных кандидатов из традиционных секторов, таких как банковское дело, консалтинг и промышленность. Они должны также искать индивидуальности, которые имеют опыт в таких сферах, как политические науки, искусство, история или философия, что позволит им поместить бизнес-решения в более широкий контекст. Пока на программе не появятся, по крайней мере, несколько студентов с таким опытом и широкими взглядами, которые, следует надеяться, сопутствуют этому опыту, набирающее популярность акцентированное внимание к этической и социальной ответственности вряд ли будет иметь значительный эффект в долгосрочном периоде.

Действительно, кажется, что есть спрос на более разносторонне развитых руководителей, которых может воспитать такое многообразие. В исследовании института Mannaz, компании по развитию лидерства, говорится, что, в то время как от руководителей старой закалки полностью не отказались, наблюдается значительный сдвиг в акцентах по направлению к менее жестким стилям управления – по крайней мере, в Америке и Европе. Возможно, самым показательным, согласно Mannaz, является рост интереса, который крупные компании проявляют к совместным моделям управления, например, таким, которые широко распространены в Скандинавии, где стремятся к интеграции жестких и мягких аспектов лидерства и поощряют ответственность и прозрачность.

Тест по желанию

В связи с этим у бизнес школ появился стимул создавать управленческие команды, которые различаются больше, чем просто по цвету кожи, полу и национальности. Но если они должны этого добиться, то это может означать значительные перемены в способе подбора будущих студентов MBA. Профессор Готье признает, что GMAT, едва ли не самый распространенный вступительный экзамен для международных программ, способен выдать ценную картину вербальных и математических навыков претендента. Но она также согласна с тем, что он мало что может рассказать о навыках межличностного общения, лидерских качествах, интеграции и адаптивности.

Пытаясь расширить состав претендентов MBA, школы, такие как Stanford и MIT's Sloan, присоединились к растущему числу тех, кто признал экзамен GRE (администратором которого является Pearson) в качестве альтернативы экзамена GMAT. Тест GRE включает дополнительную систему оценки, которая позволяет лицам, дающим рекомендации претенденту, оценить его по таким качествам, как креативность, работа в команде, этика и устойчивость к внешним воздействиям. Несмотря на то что многообразие не оценивается строгими цифрами, школы надеются, что данный тест может поспособствовать появлению большего числа нетипичных кандидатов из гуманитарных и научных областей, которые рассмотрят MBA вместе с другими вариантами образования уровня graduate.

Однако, сведения, что учебные заведения нуждаются в наборе действительно разнообразного курса, потребуют более широкого спектра оценки, более подробного собеседования, возможно, даже нового подхода к способу позиционирования MBA на рынке. И в сегодняшние стесненные экономические времена остается наблюдать, сколько школ захотят или будут способны последовать призыву профессора Готье.

По материалам сайта www.economist.com .


Назад
Books
Запишись
на бесплатный пробный урок
в любую группу

Оставьте ваш e-mail и будьте в курсе последних новостей и акций

Нажимая, вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных
Теги