Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

Преподаватели едут на восток

Преподаватели едут на восток
За последний год многие выдающиеся профессора переехали в Азию, в частности в Китай и Сингапур. Среди них Блэр Шеппард ( Blair Sheppard ), бывший декан Fuqua School при Duke University , Арну де Мейер ( Arnoud de Meyer ), в прошлом - глава Judge Business School при University of Cambridge , Говард Томас ( Howard Thomas ), который возглавлял Warwick Business School в Великобритании, и Джордж Йип ( George Yip ), стоявший во главе Rotterdam School of Management .

«Основной причиной является бурное развитие азиатских экономик, - замечает Джон Куэлч ( John Quelch ), профессор маркетинга в Harvard и бывший декан London Business School , который в январе возглавил шанхайскую школу CEIBS . – Относительная траектория роста в Азии благоприятней, чем в Европе и США, где дополнительную тревогу вызывает политическая ситуация. В частности, в Азии наблюдается реальная готовность инвестировать в образование высокого качества. Сокращение финансирования высшего образования в развитых странах сказывается на профессорах, особенно в государственных университетах, их просят посвящать больше времени преподаванию в ущерб исследованиям».

Самые значительные финансовые вложения делает Сингапур, где бизнес школы выплачивают «зарплаты, которые можно спутать с номерами телефонов», чтобы привлечь лучших профессоров. «Мы все ощущаем, что правительство готово инвестировать в образование, исследования и учебные заведения», - замечает профессор де Мейер, который стал президентом Singapore Management University .

«Финансирование велико даже по стандартам США, - говорит Бернд Шмитт ( Bernd Schmitt ) профессор по маркетингу в Columbia , который следующие два года будет распоряжаться суммой в 77 млн. сингапурских долларов (64 млн. долл. США)  в Institute on Asian Consumer Insight (Институт изучения азиатского потребителя), основанный Комитетом экономического развития Сингапура и расположенный в Nanyang Technical University . – Этот институт – крупное предприятие, его не отрыли бы в Европе или США».

«Благодаря инвестициям, многие азиатские школы теперь могут конкурировать с американскими в области исследований на высшем уровне», - подчеркивает Говард Томас, декан Lee Kong Chian School of Business при SMU . В рейтинг 100 ведущих учебных заведений в сфере исследований 2011 года вошли 10 азиатских бизнес школ, а также University of Texas в Далласе и шесть европейских школ.

«Достигнув уровня традиционных исследований США, азиатские бизнес школы теперь предлагают свои точки отсчета, - продолжает профессор Томас. – Американская модель доминировала, но все меняется».

Джордж Йип считает, что в связи с быстрым ростом возможностей в бизнесе исследователи в Азии должны действовать не так, как их американские коллеги: «Китайские студенты хотят получать навыки, которое можно сразу же применить на практике… Американские школы застряли на академической строгости и предпочитают теорию контексту. А на развивающемся рынке главным является именно контекст».

Быстрые изменения стали одной из причин, почему Азия активно привлекает ведущих специалистов. Основные темы исследований в регионе – как управлять компанией, чьи показатели роста выражаются двузначными цифрами, или как построить торговую пирамиду. Для профессора Йипа, который возглавит Centre on Chinese Innovation (Центр китайских инноваций), вопрос состоит в том, почему  в стране, которая славится подражанием, начался период новаторства. Профессор Шмитт ставит под сомнение выводы, сделанные в исследовании потребителей: «Во второй половине XX века точкой отсчета был американский потребитель… в будущем ею вполне может стать потребитель из Азии».

«Инновации в Азии можно использовать в университетах США и Европы, - считает Блэр Шеппард, который в этом году покинул пост декана Fuqua и стал ответственным за бюджет и развитие бизнеса в Duke Kunshan University в Китае. - Но перенос успешного опыта Китая на США – только одна из причин всеобщего воодушевления. В Китае есть реальная возможность выйти за рамки образовательного учреждения. Это значит не просто готовить больше инженеров, а реально помогать стране развиваться». Профессор Шеппард приводит в пример Stanford University , который способствовал созданию Кремниевой долины.

«Многие бизнес школы направляются в Китай, чтобы заработать, - продолжает он. - На мой взгляд, это наименее интересный аспект. Скорее, их должны привлекать общение с умными студентами, размер рынка, шанс что-то создать, а еще огромные возможности».

Арну де Мейер подчеркивает, что расстановка сил между бизнесом и образованием США и Китая меняется: «Раньше большинство американских бизнес школ рассматривали Азию как рынок сбыта, а не регион, где можно чему-то научиться».

Многие профессора годами изучали Азию. Бернд Шмитт преподавал здесь последние 20 лет, а Арну де Мейер основал кампус Insead в Сингапуре. И все достигли успеха в карьере.

При этом растет число их молодых коллег, которые хотят развивать карьеру в Азии. «Недавно ко мне подошли несколько преподавателей, у которых есть маленькие дети, и сказали, что хотят переехать в Китай, чтобы их дети свободно владели и английским, и китайским, - рассказывает Джон Куэлч. – Вы бы не услышали подобного лет пять назад».

Профессор де Мейер рассказывает, что когда впервые приехал в Сингапур с Insead , там не было местных школ высокого качества, которые заинтересовали бы молодых преподавателей. «Теперь здесь можно построить настоящую научную карьеру. Люди выбирают Сингапур из-за качества жизни, но также они знают, что смогут найти работу где угодно в мире».

Еще одной причиной являются передовые технологии нетворкинга. «Ведущие азиатские школы оказывают студентам такую же поддержку, как и западные. Теперь вы можете войти в мировое научное сообщество», - заверил профессор Йип.

Говард Томас предсказывает, что и другие азиатские страны будут инвестировать в бизнес-образование: «Индонезия располагает богатейшими природными ресурсами; Вьетнам развивает благоприятные условия для предпринимательства». Так что Китай и Сингапур могут оказаться только вершиной айсберга.

Китайские школы расправляют крылья

Бизнес школе при University of Chicago (теперь Chicago Booth ) потребовался почти век, чтобы открыть кампус в Азии, а у Insead   второй кампус в Сингапуре появился через 40 лет. Cheung Kong Graduate School of Business , первая в Китае частная бизнес школа, меньше чем через девять лет после своего основания в Пекине открыла центры обучения руководителей в Лондоне и Нью-Йорке, где с 2013 года будет проводить программу Executive MBA – MBA для работающих менеджеров.

Cheung Kong не является первой китайской школой, которая вышла за границы материкового Китая. Ceibs , основанная в Шанхае в 1994 году, уже в 2008 выдала дипломы EMBA первому выпуску в Аккре, Гана. В сентябре 2011 года стартовала ее программа executive в Цюрихе. В 2012 году школа планирует развернуть ряд коротких программ executive в Европе, они будут направлены на менеджеров западных и китайских фирм.

Бин Сян ( Bing Xiang ), декан Cheung Kong , отвергает все предположения о том, что знак «сделано в Китае» подразумевает меньшую цену. По его словам, курсы школы нацелены непосредственно на «вершину пирамиды», и стоимость программ для руководителей высшего звена составляет $4000-$5000 в день.

«Мы намереваемся войти в число самых дорогих программ в мире», - подвел он итог.

По материалам Financial Times.


Назад
Books
Запишись
на бесплатный пробный урок
в любую группу

Оставьте ваш e-mail и будьте в курсе последних новостей и акций

Нажимая, вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных