После двухлетнего спада, вызванного мировым финансовым кризисом, наблюдается постепенное восстановление уровня пожертвований выпускников ведущих бизнес школ США. Из 30 школ рейтинга ведущих программ full-time MBA Bloomberg Businessweek, предоставивших сведения, доля выпускников-благотворителей в 2010 году составила, в среднем, 21,7%, что превышает показатели 2009 года на 1%, но общая сумма дара понизилась на 4%.
«Рост числа доноров вызван тем, что многие школы обращаются непосредственно к бывшим студентам в надежде получить финансирование в тяжелые для экономики времена. Хотя уровень благотворительности выше, чем несколько лет назад, он все еще не вернулся к показателям 2007 года, восхитительному времени, когда выпускники свободнее обращались с деньгами, - замечает Уильям Джарвис (William Jarvis), генеральный директор и глава исследований в Commonfund Institute, некоммерческой компании финансирования колледжей и университетов. – Согласно исследованиям, рост пожертвований неустойчив, а суммы еще далеки от докризисных».
После резкого спада
«Благотворительность выпускников во многих школах только начинает выходить из упадка», - говорит Джарвис. Согласно последнему исследованию Commonfund и National Association of College and University Business Officers, в котором приняли участие 842 высших учебных заведения, в 2009 финансовом году в 60% колледжей и университетов США наблюдалось уменьшение пожертвований, и только в 26% - их рост.
Многие выпускники бизнес школ с осторожностью подходят к финансированию альма-матер. Средняя сумма их пожертвований составляет $153,91 и варьируется в зависимости от школы от $69 до $350. Из 23 школ, предоставивших сведения, только в шести эта сумма увеличивается, в 17 же она остается неизменной или падает.
При этом в 13 из 25 школ наблюдается рост процентного соотношения выпускников, сделавших пожертвования, в то время как в остальных 12 их доля не изменилась или понизилась. Но даже школы, у которых много благотворителей, столкнулись с негативными последствиями экономического упадка. В Tuck School of Business при Dartmouth University, школе с наибольшим процентом выпускников, сделавших пожертвование (67% в 2010 году, что на 2% выше, чем в 2009) средняя сумма дара в этом году составила $200 по сравнению с $250 в 2009. Несмотря на это, в рамках ежегодной благотворительной кампании школе удалось собрать более $5 млн., больше чем в 2009 году.
«Во время экономического кризиса число благотворителей не уменьшилось, просто они стали жертвовать немного меньше, - пояснил Дэвид Силон (David Celone), директор Tuck по развитию и ежегодным пожертвованиям. – В прошлом году финансирование увеличилось, чего мы ожидаем и от этого года».
Средняя сумма дара
14% выпускников Ross School of Business при University of Michigan сделали пожертвования школе, это на 3% меньше, чем в 2009 году. В то же время, средняя сумма дара упала на $50, до $100 в 2010 году.
«Пожертвования стали сходить на нет в 2010 году, потому что экономический спад негативно сказался на выпускниках школы, в том числе на 12.500 бывших студентов Ross в районе Мичигана, которые составляют основной костяк благотворителей, - говорит Дэвид Эмери-Пек (David Emery-Peck), директор Ross по финансированию и связям с выпускниками. - Кроме того, в 2008 году школа перестала проводить кампанию по сбору средств, и бывшие студенты, которые жертвовали раньше, прекратили это делать, когда выполнили свои обязательства. В результате, выпускникам 2010 года школа назвала заниженную стартовую сумму пожертвования: $25 вместо традиционных $50. Выпускники воспользовались этим, и мы получили гораздо меньше».
Привлекая новое поколение
Некоторые школы продумали более удачную стратегию финансирования. «Последние несколько лет Darden School of Business при University of Virginia применяет индивидуальный подход к выпускникам, особый акцент делается на студентах МВА второго года обучения, - рассказывает Элизабет Льюис (Elizabeth Lewis), директор фонда Darden Annual Fund. - В этом году почти 85% выпускников 2009 сделали ежегодное пожертвование в фонд школы, хотя в 2008 году благотворителями были только 40% выпускников 2007 года».
«Кроме того, школа пригласила принять участие в благотворительной компании больше участников, используя социальные сети или отправив персональные письма», - говорит Майк ДеКола (Mike DeCola), глава комиссии по развитию Darden Foundation и выпускник программы Darden МВА 1977 года. Дополнительные усилия окупились: в этом году 43% выпускников сделали пожертвования школе, по сравнению с 36% в 2009. Средняя сумма пожертвования возросла до $150 по сравнению со $100 в 2009 году.
Тактика увеличения суммы дара
Другие учебные заведения пытаются увеличить приток выпускников-благотворителей за счет увеличения суммы дара с помощью средств фонда. В начале декабря 2010 г. на вебсайте Wharton School было объявлено о кампании December Challenge: если 2.000 выпускников пожертвуют в декабре любую сумму, то в итоге школа получит $100.000 от спонсора. Девятого декабря на вебсайте Wharton было указано, что уже около 200 выпускников сделали пожертвования.
Berkeley's Haas School of Business при University of California проводит кампанию New Alumni Challenge, в которой могут принять участие выпускники 2006-2010, а также те, кто окончит школу в 2011 году. Любой взнос, сделанный студентами, будет увеличиваться в пропорции 1:1 фондом University of California, Berkeley Foundation, сумма одного пожертвования не может превышать $1.000, при этом число пожертвований не ограничено. В первый раз кампания New Alumni Challenge состоялась в прошлом году, тогда школе удалось собрать более $3 млн.
В этом году шесть бизнес школ, включая Harvard Business School, Stern School of Business при New York University и Georgia Institute of Technology's College of Management получили пожертвования от выпускников, превышающие $10 млн. В 2009 году таких школ было четыре.
В октябре школа Harvard получила $50 млн. в дар от индийской компании Tata Group; это самое крупное пожертвование, сделанное иностранным благотворителем, за всю историю ее существования. Анонимный благотворитель пожертвовал $25 млн. Georgia Tech. Более того, школа получила еще $12 млн. с помощью кампании по увеличению суммы дара, что делает этот год самым успешным с точки зрения благотворительности.
«Время, когда было сделано пожертвование, и его величина поражают, - говорит Филипп Спессард (Philip Spessard), старший директор по развитию Georgia Tech. – В то время как государственные и частные университеты и бизнес школы сражаются за существование в условиях спада экономики и сокращения государственного бюджета, мы уверенно двигаемся вперед».
По материалам сайта businessweek.com.