Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

Посткризисный учебный план

Посткризисный учебный план

Спустя год после начала крупнейшего экономического спада со времен Великой Депрессии мир значительно изменился. Миллионы рабочих мест исчезли, и большинство из них навсегда. Триллионы долларов, вложенные в акции и ценные бумаги, просто испарились. Деловой мир старается приспособиться к новым экономическим условиям, в которых риск не только благородное дело, но и просто слово из четырех букв.

В следующем месяце студенты бизнес школ вернутся за парты и узнают о том, что академический мир тоже изменился. В учебном плане появились новые курсы, благодаря которым слушатели поймут суть и причины кризиса в экономике. Уже знакомые им курсы по управлению рисками, макроэкономике и прочим предметам, имеющим отношение к кризису, стали весьма популярны. Этика теперь играет более важную роль, чем ещё год назад. В некоторых школах появились совсем новые программы.

Кстати, можно с уверенностью сказать, что изменения в учебном плане начали разрабатывать задолго до того, как первые признаки кризиса появились на экономическом горизонте. Несколько нововведений станут вскоре притчей во языцех. Но все вместе они станут первой ласточкой в масштабном переосмыслении учебного плана бизнес школ с тех пор, как подобная процедура была проведена после коллапса компании Enron.

Причина изменений

Каждая бизнес школа отвечает кризису по-своему. Для многих из них он послужил поводом для тщательного анализа. Школы не могут упустить прекрасную возможность внести поправки или дополнения в программы и неучебные мероприятия.

Несмотря на то что вопросам профессиональной этики всегда уделялось немало часов в учебном плане MIT's Sloan School of Management, вскоре время, отведенное на изучение этого предмета, увеличится. Школа проводит тестирования так называемого «модуля этики» - синтеза всего, что касается этических вопросов в контексте различных предметов. Пока что это предмет по выбору, но вскоре он может стать обязательным, говорит Джоанн Йетс (JoAnne Yates). Tuck School of Business этой осенью тоже добавит в учебный план обязательный курс этики и социальной ответственности, который находился в разработке и до того, как грянул кризис. Также студентам этого года придется проходить обязательный курс подготовки руководящего состава.

Преподаватели University of Chicago Booth School of Business пошли другим путем. В дополнение к новому курсу этики и нескольким другим предметам они собираются преподавать сам кризис, подвергнуть глубокому анализу причины и следствия экономических кризисов прошлого и настоящего. Курс будет называться "The Analytics of Financial Crises". Некоторые предметы будут преподавать новые профессора. В наступающем учебном году Рэндл Кроцнер (Randall Kroszner) займет место Филиппа Свогела (Phillip Swagel), бывшего помощника министра финансов, и начнет преподавать курс "Money and Banking". Квалификации Кроцнера для преподавания более чем достаточно. Он был членом Council of Economic Advisers в администрации президента Буша и помогал выстраивать политику в ответ на скандал, связанный с руководством компании Enron. В институте финансовых управляющих он до января возглавлял комитет по банковскому регулированию и помогал разрабатывать стратегию действий по борьбе с текущим кризисом.

Готовность меняться

Так же как и Booth, University of Maryland's Smith School of Business обновляет некоторые курсы, чтобы они больше соответствовали сегодняшнему положению дел на финансовом рынке. Сместились приоритеты в рамках популярного курса по выбору Bank Management & Regulation. Теперь основной акцент делается на регулирования и управление рисками. Школа также вводит новый курс по количественным инвестиционным стратегиям. В ходе изучения этого предмета студентам будет предложено изучить все нюансы, связанные с управлением рисками в масштабе крупных инвестиционных операций, рассказывает Алекс Триантис (Alex Triantis), глава факультета финансов в Smith.

Бизнес школы реагировали на развитие кризиса, разбирая примеры краха рынка недвижимости, кредитного кризиса и других аспектов во время стандартных лекций и семинаров. Студенты MBA, чьи карьерные планы изменились в один момент, стали главными творцами новой экономической истории, в чем им не замедлили помочь профессора и преподаватели, которые создали новые курсы и придумали новые кейсы для изучения кризиса. Студенты отреагировали достаточно бурно на эти нововведения, поэтому этой осенью можно ожидать, что аудитории, в которых будут читаться предметы, имеющие отношение к коллапсу, будут переполнены до отказа.

В бизнес школе MIT профессор предпринимательства Саймон Джонсон (Simon Johnson) предлагает новый курс по развитию кризиса ещё с конца 2008 года. И хотя этот курс не был отражен в дипломе, его посещали от 60 до 100 студентов. И даже в контексте тех предметов, которые никак не относились к кризису и всему, что с ним связано, теперь будут разбираться вопросы рецессии. "Это всё студенты, они сами говорят нам о том, чему бы им хотелось научиться и что обсудить, - говорит Йетс. - Даже если преподавателям порой и хочется избежать разговоров о кризисе, то им просто не дают это сделать сами студенты". Курс по управлению финансами в Smith, в ходе которого изучается структура и организация крупных финансовых институтов, в этом году переживает пик популярности. В Booth макроэкономика в прошлом году была хитом номер один. По словам профессора экономики и финансов Анила Кашьяпа (Anil Kashyap), ей удастся удержать свои позиции и этой осенью.

В прошлом году даже одиночные лекции приглашенных преподавателей, посвященные тому или иному аспекту кризиса, создавали небывалый ажиотаж в студенческой среде. В Boston University School of Management в прошлом году студенты толпами посещали лекции, посвященные кризису, включая выступление профессоров финансов о последствиях кризиса для крупных банков, рассказывает декан Луис Латиаф (Louis Lataif). Выступления в Berkeley's Haas School of Business при University of California — включая лекцию Лоры Тайсон (Laura Tyson), посвященную потенциальным решениям по преодолению кризиса, и выступление CEO компании Agilent БиллаСалливана (Bill Sullivan) об инновациях в период рецессии - также собирали многочисленные аудитории.

Этика и соблюдение законодательных требований

Некоторые школы пошли ещё дальше и создали полностью посвященные проблемам кризиса учебные программы. New England College of Business & Finance, институт в Бостоне, который предлагает получить дипломы MBA и прочие научные степени посредством обучения онлайн, открывает новую магистерскую программу по «деловой этике и соблюдению законодательных требований», которая, по словам руководства, является первой в своем роде. В учебном плане программы корпоративное управление, управление рисками и государственное регулирование. Программа создана для обучения будущих менеджеров по вопросам юридического согласования и главных управляющих, хорошо разбирающихся в вопросах профессиональной этики и соблюдения законодательных требований.

Осенью бизнес школа Smith также представит новую программу Master of Science in Business: Finance. Планирование старта подобной программы в формате Part-Time, которая будет доступна для изучения на кампусе в Вашингтоне, началось задолго до начала кризиса, но школа особо подчеркивает полезность подобного диплома в посткризисное время. Студенты, обучающиеся по этой программе, рассчитанной на 15 месяцев, узнают всё о рынке и финансовых структурах, а также почему финансовые институты были настолько подвержены риску. 12 основных предметов включают в себя курсы по стоимости инвестиционного портфеля и производным финансовым инструментам, среди предметов по выбору есть финансовая реструктуризация и управление рисками.

По материалам сайта www.businessweek.com.


Назад
Books
Запишись
на бесплатный пробный урок
в любую группу

Оставьте ваш e-mail и будьте в курсе последних новостей и акций

Нажимая, вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных
Теги