Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

Полезная MBA

Полезная MBA

В середине второго года обучения в Sloan School of Management Дебора Шапира (Deborah Schapira) распрощалась с комфортом кембриджского кампуса Massachusetts Institute of Technology и отправилась в деревню Букаса (Bukasa), которая расположена в двадцати милях к востоку от столицы Уганды Кампала. В Букасе нет дорог. Лишь в нескольких домах проведены электричество и водопровод. По деревне свободно разгуливают куры и клюют крошки с пола вашего дома.

Тридцатилетняя Шапира работала в проекте Kyetume Community Based Health Care Programme. Она посещала разные клиники, проводила ревизию финансовых документов, общалась с больными СПИДом и помогала разрабатывать пятилетнюю стратегию развития и улучшения системы здравоохранения в стране, где средняя продолжительность жизни составляет 50 лет, а 13% детей умирают, не дожив до 5 лет. Каждый 16 представитель взрослого населения ВИЧ-инфицирован.

Kyetume program использовала этот план, чтобы привлечь денежные средства для содержания в данном районе скорой помощи, первой в своем роде. «Мы очень гордились тем, что стали частью этого знаменательного события», - говорит Шапира, получившая работу консультанта в медицинской компании Booz & Co. после окончания программы. Она приступает к своим обязанностям в сентябре.

Рецессия приносит плюсы и минусы индустрии бизнес образования. Ситуация на рынке труда достаточно плачевная, зато недавние выпускники колледжей понимают, что они не много потеряют, если проведут ещё два года за партой. Этим можно объяснить, что по сравнению с прошлым годом сейчас количество поступающих в бизнес школу увеличилось на 12%. В то же время экономическая ситуация не позволяет с былой легкостью компенсировать затраты на обучение последующей высокой заработной платой. Только половина выпускников 2009 года получили работу за три месяца до окончания школы, что на 62% меньше, чем в прошлом году, согласно данным Graduate Management Admission Council. С фактом безработицы сложно смириться, когда стоимость обучения и упущенной выгоды из-за лишения постоянного заработка для элитной программы составляет $250,000.

Школы на это отвечают тем, что ставят все больше студентов в условия, максимально приближенные к реальным. Многие школы начали принимать более молодых студентов. Требуемый опыт работы для поступающих в Harvard с 2003 года уменьшился на год и составил 3,3 года. "Школам жизненно важно выпускать специалистов, которые не только отличаются умом и сообразительностью, но и знают, как применить полученные знания на практике", - говорит Джон Дж. Фернандес (John J. Fernandes), президент аккредитационного совета Association to Advance Collegiate Schools of Business.

Школа Northwestern's Kellogg School of Management запустила одну из так называемых эмпирических учебных программ в 1990 году. На сегодняшний день она предлагает 19 различных программ, на которые каждый год поступают 500 человек. Michigan's Ross School of Business занимается трудоустройством студентов с 1992 года. Emory's Goizueta Business School прошлой осенью включила программы обучения, основанные на реальном опыте, в базовый курс. University of Minnesota's Carlson School of Management предложит всем студентам в обязательном порядке пройти подобную программу этой осенью.

MIT-Sloan в прошлом году запустила курс Global Health Delivery, в рамках которого 53 студента участвуют в различных проектах в шести странах Центральной Африки. Пятимесячный курс включает трехнедельное проживание в Африке во время периода самостоятельной подготовки в январе. Принять участие в пректе изъявили желание, помимо зачисленных, еще 15 человек, но ни один студент не отказался от своего места. Некоторые работали в детском госпитале в Кении. Другие помогали в центре борьбы со СПИДом в Замбии, проводили маркетинговые исследования. "Полученные навыки пригодятся на любом месте работы, особенно в сфере консалтинга", - говорит Шапира.

Haas School of Business запустила программу Haas at Work program в 2006 году. Студенты работали в таких компаниях, как Visa, Cisco Systems, Clorox, Walt Disney и Wells Fargo. "Мы хотели дать им понюхать пороху", - говорит директор программы Адам Берман (Adam Berman). Кстати, студенты должны не только успевать участвовать в консалтинговых проектах, но и учиться.

В этом году компания Visa заключила контракт с бизнес школой Haas, чтобы придумать способ использования социальных сетей для проведения финансовых операций. В компании Visa рассчитывали получить 1-2 стоящие идеи. Студенты Haas сгенерировали девять, одна из которых, например, - использование социальных сетей, чтобы позволить друзьям разделить стоимость подарков или билетов на футбольную игру. "Нас поразил уровень компетентности студентов, а также их креативность", - говорит Скотт Санчес (Scott Sanchez), ответственный за глобальные инновационные стратегии Visa. Эта компания заплатила бизнес школе Haas $40,000, безусловно, студенты отработали каждый цент. Работа, которая заняла 1,500 часов, стоила бы намного больше, если бы её выполняли специалисты крупной консалтинговой фирмы.

Давнишний критик бизнес школ Генри Минцберг (Henry Mintzberg), профессор McGill University, довольно скептически воспринимает идею, что группа студентов MBA может что-либо изменить, особенно в области общественного здравоохранения в тех регионах, где потерпели поражение легионы волонтеров. Но он всё же допускает, что подобные программы могут быть хорошей альтернативой кейсам, изучаемым в стенах класса. "Нельзя воспитать хорошего менеджера в аудитории. Но с этой фундаментальной проблемой бизнес школам ещё долго не справиться", – говорит он.

По материалам сайта www.forbes.com.


Назад
Books
Запишись
на бесплатный пробный урок
в любую группу

Оставьте ваш e-mail и будьте в курсе последних новостей и акций

Нажимая, вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных
Теги