Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

Поэты, художники и портфельные менеджеры

Поэты, художники и портфельные менеджеры

Дэвид Ландау (David Landau) поступил в Бард-Колледж (Bard College), намереваясь провести свои годы учебы за оттачиванием навыков творческого письма и погружением в работы таких писателей, как Фрэнсис Скотт Фицджеральд и Джек Керуак.

Его намерения изменились, когда прошлой осенью он узнал, что его учебное заведение планирует внедрить новую экономико-финансовую программу на получение двойной степени, согласно которой 5-летний курс обучения позволит ему претендовать одновременно и на степень бакалавра искусств по литературе и литературному творчеству, и на бакалавра наук по специализации в экономике и финансах.

Для Ландау, большого любителя математики, это был настоящий вызов. Он не мог и помыслить, что такие возможности будут доступны в учебном заведении типа Бард-Колледжа, более известного своими исследованиями творчества Шекспира и театральными мастерскими, но никак не деловыми предложениями. «Я был очень взволнован, когда узнал об открытии этой программы. Я действительно хотел приобрести какие-то навыки обращения с собственными финансами», - говорит 19-летний Ландау, второкурсник Бард-Колледжа (пригород Annandale-on-Hudson, штат Нью-Йорк) в 90 милях севернее Манхэттена.

Отвечая потребностям студентов

В течение последующих нескольких лет наряду с занятиями по американской литературе он будет изучать такие предметы, как корпоративные финансы, эконометрика, международная торговля и финансы.

До настоящего времени эти дисциплины не входили в основную специализацию учебного заведения. Тем не менее, Бард-Колледж входит в небольшое, но растущее число гуманитарных колледжей, реагирующих на пожелания своих студентов приобрести знания в области финансов и бизнеса. По словам представителей учебной администрации, занятия по микро- и макроэкономике больше не удовлетворяют современным требованиям, нынешние студенты нуждаются в более углубленных программах.

В качестве ответной реакции многие колледжи расширяют свой учебный план, все более сближаясь с программами, предлагаемыми бизнес школами. В одном только прошлом году колледжи Бард и Клэрмонт Маккена (Claremont McKenna) в Клэрмонте (штат Калифорния) выдвинули амбициозные 5-летние курсы для студентов, желающих приобрести за время обучения знания финансовых основ. Тем временем либеральные гуманитарные колледжи на Среднем Западе США (такие как Корнелл Колледж (Cornell College) в Маунт Вернон (Mount Vernon), штат Айова, и Витон Колледж (Wheaton College), Витон (Wheaton), штат Иллинойс) создают центры, специализирующиеся в области экономики, бизнеса и государственной политики, своеобразные объединения научной мысли, более характерные для университетских бизнес школ, чем для небольших колледжей.

Место на конкурентном рынке

Как считает Лесли Гарнер (Leslie Garner), Президент Cornell College и экс-президент Национальной ассоциации независимых колледжей и университетов (National Association of Independent Colleges & Universities), в состав которой входят примерно 1000 учебных заведений, руководство колледжей идет на такие шаги, стремясь предложить своим студентам наиболее привлекательные условия получения образования.

«Всех нас беспокоит наше место в стремительно растущей рыночной конкуренции в условиях современной напряженной демографической ситуации», - говорит Гарнер, - я полагаю, все мы стараемся предложить нашим студентам наиболее конкурентноспособные программы. А по данным маркетингового анализа, исследующего популярность программ у студентов, бизнес занимает лидирующие позиции».

И все же в добавлении программ на получение степеней в области бизнеса и финансов в учебные заведения, славящиеся, прежде всего, своей гуманитарной направленностью, может быть и подвох. Руководство некоторых из них опасается, что внедрение новых программ и образование финансовых центров сместит их изначальный упор на искусство и науки в сторону большей ориентированности на бизнес-процессы.

Опасения по поводу программы

Так, профессора Claremont McKenna забили тревогу, когда осенью их колледж объявил о принятии пожертвования на сумму $200 млн. от частного фонда Роберта Дэя, финансового менеджера и филантропа (Robert A. Day's private foundation) с целью запустить одногодичную магистерскую программу в области финансов, предназначенную для студентов, заинтересованных в изучении финансов, бухгалтерского учета или психологии лидерства. Помимо этого руководство колледжа планирует пополнить состав кафедры, наняв нескольких новых специалистов, расширить спектр предлагаемых услуг и возможностей стажировки. Это будет первая магистерская программа колледжа.

Роберт Фагген (Robert Faggen), заведующий кафедрой факультета литературы в Claremont McKenna и крупнейший исследователь творчества Роберта Фроста, был одним из нескольких членов факультетской кафедры, выразивший неодобрение по поводу новой программы вскоре после объявления о ее запуске. По его мнению, у факультета есть поводы для беспокойства касательно нескольких аспектов внедрения данного курса и его влияния на деятельность колледжа в целом.

«Существует несколько возможностей добиться успеха в области финансов, и некоторые из них подразумевают углубленное изучение гуманитарных дисциплин, - говорит Фагген. - Хотелось бы надеяться, что широта взглядов, формируемая в учебных заведениях гуманитарного профиля, не будет в результате сведена к натаскиванию на конкретные профессии».

Приоритет – по-прежнему искусство

Но администрация Claremont McKenna настаивает, что их программа – совсем не тот случай. По словам Памелы Ганн (Pamela Gann), Президента колледжа Claremont McKenna, решение использовать пожертвование на создание подобного образовательного курса было продиктовано наблюдениями за дальнейшей деятельностью выпускников – большинство из них по окончании колледжа начинало специализироваться в области финансов, при этом не расходуя время на получение степени МВА. Добавление одногодичной магистерской программы как раз для таких студентов, заинтересованных в дальнейшей карьере в финансовой сфере, кажется вполне логичным шагом, особенно учитывая тот факт, что в штат колледжа уже давно входят профессора, специализирующиеся на науках, составляющих программы бизнес школ, будь то промышленная организация или психология лидерства.

«Мы никоим образом не уменьшаем нашу приверженность гуманитарным наукам. Мы полагаем, что это лучшее образование для будущих лидеров, - говорит Ганн, - и позиционируем себя как настоящий международный колледж не только на словах. И с нашей стороны было бы медвежьей услугой не предложить нашим сегодняшним студентам курсы по бухгалтерскому учету, лидерству и финансам».

По наблюдениям Кэрол Джири Шнайдер (Carol Geary Schneider), президента Ассоциации американских колледжей и университетов (Association of American Colleges & Universities), этой позиции сегодня придерживается большинство гуманитарных колледжей, внедряющих специальные экономические программы, подготавливающие студентов по более прикладным специальностям. По оценкам президента Ассоциации, не менее трети всех либеральных гуманитарных колледжей, входящих в группу Annapolis (что составляет примерно 125 учебных заведений), уже ввели в свой учебный план те или иные бизнес-курсы. Однако большинство учебных заведений еще не продвинулись в этом направлении так далеко, как колледжи Bard и Claremont McKenna.

Что касается трудоустройства

«Я думаю, что на сегодняшний день большинство гуманитарных колледжей пересматривает свои программы на предмет готовности своих выпускников к последующему трудоустройству, - делится своими соображениями Кэрол Джири Шнайдер, - но существует много способов добиться этого, и совсем не обязательно каждый раз создавать новую программу для получения новой степени, заточенной специально под все существующие профессии».

В некоторых случаях колледжи создают на кампусе экономические и бизнес-центры, где студенты могут приобрести представление о финансовых процессах без обязательного требования получить дополнительную степень в данных областях. Такой подход используется, к примеру, в Cornell College, где осенью 2006 года был создан центр Berry, специализирующийся в области экономики, бизнеса и государственной политики. Этот центр был построен на пожертвование в $5 млн, сделанное выпускником Джимом Макуити (Jim McWethy), для того чтобы у студентов было специальное место для проведения бизнес-дискуссий и поиска места для стажировки.

По мнению президента Cornell Лесли Гарнера, это хороший компромисс для учебных заведений, не располагающих средствами или не имеющих желания создавать отдельный бизнес-факультет или программу на получение степени в области бизнеса. С момента своего создания центр пользуется беспрецедентным успехом среди учащихся. С его помощью студенты находят стажировки в Чикаго и других соседних городах и проходят курсы по экономике и бизнесу.

Путь к карьере

Самое главное, что центру есть что предложить студентам всех специализаций. По статистике, приведенной Президентом Cornell College Л. Гарнером, этой осенью из 18-ти студентов, прослушавших курс по «Фрикономике» (авторы - Стивен Левитт (Steven Levitt) и Стивен Дабнер (Stephen Dubner)), только трое специализировались собственно на экономике и бизнесе. «Я думаю, мы все почувствовали назревшую у студентов необходимость получить более четкое представление, как образование, полученное в Cornell College, поможет им сделать успешную карьеру в области экономики, бизнеса и государственной политики. Студенты не озвучивали как таковую свою потребность в подобном центре, но они проголосовали ногами».

У изучения бизнес-дисциплин в небольших гуманитарных колледжах есть свои преимущества по сравнению с обучением в огромных бизнес школах. По отзывам Владимира Пика (Vladimir Pick), 20-летнего студента 2-го курса колледжа Bard, обучающегося по двойной программе в области экономики и финансов, больше всего ему нравится внимание, оказываемое ему преподавателями, и возможность выбрать дисциплины, расширяющие его взгляд на мир. Помимо финансов Владимир специализируется в информационных технологиях.

«Большинство либеральных гуманитарных колледжей неверно воспринимается как только лишь художественные, театральные и тому подобные, - считает Пик, планирующий по окончании колледжа устроиться работать инвестиционным банкиром на Wall Street, - я думаю, что они предоставляют колоссальные возможности для студентов, заинтересованных в получении углубленного образования. Специализация в финансах в гуманитарном колледже позволяет студентам приобрести реальные бизнес-навыки, не отметая всей широты образования в области искусств».

По материалам сайта www.businessweek.com.


Назад
Books
Запишись
на бесплатный пробный урок
в любую группу

Оставьте ваш e-mail и будьте в курсе последних новостей и акций

Нажимая, вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных
Теги