Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

Почему выпускники MBA едут на восток

Почему выпускники MBA едут на восток

Джеймс Цай (James Tsai) – мечта любого работодателя. Окончил хорошую частную школу, получил диплом с отличием в Middlebury College и в 26 лет стал вице-президентом группы по управлению международными активами Банка Америки (BAC). В настоящее время Цай является одним из лучших студентов выпускного курса Kellogg School of Management, входящей в рейтинг лучших программ Америки. Сразу после окончания программы MBA он надеется получить работу в Китае.

Когда-то выпускники бизнес школ, такие как Цай, грезили продолжить карьеру в Соединенных Штатах. Но не сейчас. «Я делаю все возможное, чтобы попасть на восток», - говорит он.

В разные времена существовал свой вариант MBA мечты. В 1980-х все грезили покорить Wall Street и летать на вертолете в Hamptons. В конце 1990-х было массовое паломничество в Силиконовую Долину. В начале двухтысячных – стремление к преумножению частного акционерного капитала. Сейчас речь идет о быстрорастущем рынке Азии и его многообещающих перспективах. В ведущих учебных заведениях, таких как Booth School of Business при University of Chicago, Wharton School при University of Pennsylvania и Kellogg School of Management при Northwestern University, процент выпускников программ MBA, принимающих предложения работодателей из стран Азии — включая студентов из Соединенных Штатов и других стран — вырос за последние пять лет с 5% до 10%. «Складывается ощущение, что центр притяжения смещается», - говорит Джулии Мортон (Julie Morton), заместитель декана по вопросам карьеры в Chicago Booth.

Количество студентов, устраивающихся на работу в международные компании, как правило, увеличивается во время экономического спада, говорит Роксанн Хори (Roxanne Hori), заместитель декана школы Kellogg. Однако, по мнению Хори и других экспертов, припев песни «Go East, Young Man» отражает отнюдь не краткосрочную реакцию на экономический спад в США, а скорее структурный сдвиг в строну интернационализированного, мобильного рынка талантов. А сейчас Азия предлагает наилучшие возможности для быстрого карьерного роста. «За редким исключением такого мы еще не видели, чтобы довольно большое количество талантливых выпускников программ MBA интересовались вакансиями в Китае, Вьетнаме, Индии», - говорит Джефф Джоррес (Jeff Joerres), Генеральный директор рекрутинговой компании Manpower. К его словам присоединяется профессор Rotman School of Management при University of Toronto Ричард Флорида (Richard Florida): «Думаю, никто из нас не мог предположить, что Азия станет целью для выдающихся западных талантов – но факт остается фактом».

Одно слово в качестве совета

Для выпускников MBA перспектива получить наиболее ощутимый результат как можно быстрее слишком привлекательна, чтоб от нее отказываться, особенно сейчас, когда компенсационные пакеты, предлагаемые национальными и международными компаниями, могут конкурировать с предложениями на рынке США. Незадолго до того как тридцатилетний Джеймс Крофорд (James Crawford) два года назад поступил в Columbia Business School, его отец говорил с ним на кухне их дома в пригороде Чикаго. Мне представляется сцена из фильма Выпускник (The Graduate), только вместо слова «пластмасса», отец Крофорда произносит «Азия». Сейчас перед ним открыто множество возможностей. «Уверен, что построение удачной карьеры в ближайшие 30 лет будет неразрывно связано с использованием международного опыта», - говорит он. Азиатская лихорадка коснулась и Эндрю Мэйво (Andrew Maywah), тридцатидвухлетнего студента Wharton, который до поступления в бизнес школу имел «тепленькое» местечко в Oracle в Силиконовой Долине. Сейчас он рассматривает предложения трех китайских компаний. «Это напоминает «Дикий, Дикий Вест». Там столько всего происходит, - говорит он. - И я хочу быть в центре событий».

Того же хотят и многие китайцы, мигрировавшие в юности в соединенные Штаты. Они заявляют своим семьям, что их интересует то, что когда-то привело их родителей в США, только в противоположном направлении. (Самое время вложить семейный капитал в национальную экономику, не так ли?). Китайцы называют возвращающихся hai gui, или морские черепахи, сравнивая их с этими животными, которые всегда возвращаются к тому месту, где они родились, для того чтобы отложить яйца. Это касается и иностранных студентов, которые до недавнего времени предпочли бы остаться в США, чтобы перенять профессиональные компетенции западного менеджмента, а сейчас четко нацелены на возвращение домой.

Двадцатисемилетний Пийуш Сингви (Piyush Singhvi) родился в Индии, вырос на Ближнем Востоке и, перед тем как поступить в Wharton, работал в дубайской компании Abraaj Capital, крупнейшей негосударственной компании этого региона, занимающейся частными инвестициями. По словам Сингви, поступив в 2008 году в Wharton, он был уверен, что после окончания учебы останется в США, как и большинство его сокурсников. Однако вскоре последовал финансовый кризис. «Поразительно, как много людей приехали с мыслью остаться на западе и как резко изменились их намерения на прямо противоположные, - говорит он. - На востоке сейчас гораздо больше возможностей».

Посредством Facebook, Twitter и Skype выпускники MBA обмениваются захватывающими историями о работе на развивающемся рынке и высказывают восторг относительно географического арбитража. После окончания Fuqua School of Business при Duke University двадцатисемилетняя Куан Тринх (Quan Trinh), выросшая в Вирджинии, устроилась на работу в компанию Johnson & Johnson в Шанхае. Там она ведет образ жизни, присущий высшему слою Манхэттэна – ежедневная доставка еды на дом, домработница, квартира с балконом и бассейном – по ценам Олбани (Albany), штат Нью-Йорк. Добавьте ко всему перечисленному то, что она работает в дирекции по стратегическому планированию бизнеса, связанного с производством диабетической продукции и ездит по всей Азии с высшим руководством J&J. «Иногда я не могу поверить, что все это происходит на самом деле», - говорит она.

Яблоку негде упасть

Раньше представители азиатских компаний крайне редко посещали кампусы американских бизнес школ с целью поиска персонала (если они вообще когда-либо это делали). Сейчас в Wharton появляются китайские компании, такие как, например, крупный инвестиционный банк China Investment Corp. или IT-компания Tencent, говорит директор по вопросам международной карьеры Wharton Сэм Джонс (Sam Jones). В этом году информационная сессия China Investment Corporation собрала небывалое количество слушателей. Индийские компании Infosys и Tata Group уже готовы принимать на работу выпускников Kellog. Школа Chicago Booth испытывает такой интерес со стороны китайских компаний, что недавно открыла профессиональную службу в Гонконге.

Южнокорейская компания Samsung Electronics пользуется большой популярностью среди кандидатов. В прошлом году компания приняла на работу 50 выпускников лучших американских бизнес школ, что вдвое превышает показатель 2008 года, говорит вице-президент Samsung Ким Кеун Баэ (Kim Keun Bae). Эти 50 человек были приняты помимо нескольких десятков корейцев, которых Samsung насобирала по американским MBA программам. Только в Kellogg компания наняла 16 выпускников — больше чем стабильный американский рекрутер General Mills и Procter & Gamble вместе взятые. Новые сотрудники работают в Global Strategy Group компании Samsung, где они занимаются консультированием высшего руководства по внутренним проектам, при этом вся работа ведется на английском языке. В этом году компания намерена вновь удвоить количество принимаемых на работу воспитанников американских бизнес школ. «Молодые и энергичные из лучших бизнес школ США внесли новую волну в работу компании, - говорит Ким. - Иностранные работники и корейские работодатели передают друг другу опыт, что способствует глобализации компании».

Во многих случаях такие компании, как Samsung, обставляют американских конкурентов при найме лучших кандидатов. В прошлом году двадцативосьмилетнему выпускнику Kellogg Джонатану Скирси (Jonathan Scearcy) поступило 30 предложений о работе, большинство из которых – от ведущих американских компаний. Однако он не принял ни одно из них, отдав предпочтение Samsung, с тем чтобы «как можно скорее получить международный опыт», говорит он. «Если вы планируете когда-нибудь занять высшую руководящую должность, вы должны развить большое количество компетенций, кроме того, вы должны иметь достаточный опыт международных контактов», - отмечает Скеарси.

"Граждане мира"

Такие международные компании, как Citibank, Pfizer, Eli Lilly и Nike China, также расширяют межнациональные программы и более интенсивно набирают персонал для своих подразделений, расположенных в странах Азии. Прошлой осенью представители руководящего звена IBM предложили ведущим бизнес школам новую программу для выпускников, рассчитанную на пять лет. Эта программа дает новым сотрудникам огромный опыт международных контактов, особенно в азиатских странах. «Мы стремимся привлечь граждан мирового сообщества», - говорит Пеги Тэйло (Peggy Tayloe), директор по персоналу IBM. Голубой Гигант недавно организовал визит для вновь принятых сотрудников в штаб-квартиру, расположенную в г. Армонк (Armonk), штат Нью-Йорк, где они попивали коктейли и кушали канапе в святая святых бок о бок с высшим руководством компании. Среди новичков, запросто общавшихся с гостями вечеринки, была выпускница школы Harvard Яших Ву (Yashih Wu); она родилась в Калифорнии и окончила Princeton University. До поступления в бизнес школу Ву работала на Wall Street и Madison Avenue. Но эти места больше не являются для нее карьерной целью, как это было раньше. Сегодня, считает она, «говоря о карьере, невозможно не мыслить глобально».

Сколько еще продлится этот азиатский бум? Принимая во внимание протекционистские толки, возникающие в Америке, и попытки Китая замедлить экономическое развитие, остается вероятность того, что Азия споткнется. Кроме того, возникает вопрос, как отразится миграция на восток на конкурентоспособности Соединенных Штатов. «Нельзя забывать, что две трети компаний в Силиконовой Долине были созданы отнюдь не гражданами США», - говорит Джоррес, генеральный директор Manpower. Что, если бы после окончания Стэнфорда соучредитель Google Сергей Брин вернулся на родину, в Россию? Что если Джеймс Цай создаст что-то действительно значимое, но не здесь, а в стране своих предков, в Пекине? «Лучшие из лучших покидают страну, - говорит профессор Флорида (Rotman School). - Соединенные Штаты впервые испытывают это в таких масштабах».

По материалам сайта businessweek.com .


Назад
Books
Запишись
на бесплатный пробный урок
в любую группу

Оставьте ваш e-mail и будьте в курсе последних новостей и акций

Нажимая, вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных
Теги