Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

Почему в HBS учиться дешевле, чем в других ведущих бизнес школах

Почему в HBS учиться дешевле, чем в других ведущих бизнес школах

«Если взять десять ведущих бизнес школ, то мы окажемся где-то посередине, - подчеркнул он в интервью Financial Times. – Просто большинство не знает о финансовой помощи, которую мы предлагаем. Около 50% наших студентов получают финансовую поддержку в той или иной форме. Мы стараемся, чтобы стоимость обучения была очень доступной, поэтому повышаем ее в год не более чем на 3-5%».

Нитин Нория (Nitin Nohria) ответил на вопросы Джиллиан Тетт (Gillian Tett), главного редактора Financial Times в США, в рамках видеопроекта View From the Top. В последние годы некоторые эксперты поставили под вопрос целесообразность повышения цен на образование магистров делового администрирования, так как в связи с финансовым кризисом их зарплаты значительно снизились, а большое число выпускников не может найти работу. Дональд Якобс (Donald Jacobs), бывший декан Kellogg School при Northwestern University, утверждает, что бизнес школы должны снизить стоимость обучения на программах МВА, если хотят и дальше привлекать лучших кандидатов.

Президент Обама и Facebook не вызывают доверия у декана HBS

В той части проекта, когда участников спрашивают, какие явления они считают перспективными, а какие нет, Нория сказал, что у него не вызывают доверия доллар США, Facebook, президент Обама и американская недвижимость. Зато он верит в развитие Китая и Индии, Wikileaks, экологически чистые отрасли, здравоохранение, золото и бизнес школы Китая.

Недавно в ходе анализа Bloomberg Businessweek было обнаружено, что период окупаемости степени МВА, полученной в ведущей бизнес школе, увеличился почти на год, и для тех, кто окончил школу в 2010 году, он составляет 6,5 лет. Два года назад выпускнику МВА понадобилось бы 5,6 лет, чтобы компенсировать инвестиции в МВА. По мнению Businessweek, причиной этому стали понижение в 2010 году средней зарплаты выпускников бизнес школ (она уменьшилась на 6% по сравнению с 2008 годом) и рост цен на образование. Между тем, зарплаты до получения степени МВА стали выше, так что разница в оплате труда до и после бизнес школы оказалась небольшой. Этот анализ Businessweek, в первую очередь, осуждает элитные бизнес школы, такие как Harvard, где период окупаемости теперь составляет 10,5 лет, в том числе потому, что студенты HBS уходят с работы, где им платили гораздо больше, чем студентам школ второго эшелона. Однако в анализе не учитывались бонусы при приеме на работу, гарантированные годовые премии, а также повышение зарплаты и бонусов в ходе работы магистра делового администрирования; а они могут сильно повлиять на срок окупаемости, особенно для выпускников лучших школ.

Как бы то ни было, немногие считают стоимость обучения в Harvard «очень доступной». По оценкам школы, студенты должны быть готовы потратить $79.400 – годовая стоимость обучения – плюс взносы, расходы на учебники и проживание, что в целом составляет $158.800 за двухлетнюю программу. Если придерживаться такой оценки Harvard и других ведущих школ, то Нория прав: MBA в Harvard дешевле, чем МВА в некоторых других ведущих школах, включая Stanford, Columbia и Chicago. Согласно данным Columbia, стоимость обучения, взносы и оплата жилья на стандартной программе МВА составляют $168.307, что почти на $10.000 больше, чем в HBS. Stanford оценивает расходы на МВА в $166.812, если студент живет на кампусе, и в $177.378, если он один снимает квартиру – это почти на $20.000 больше, чем у HBS. Бюджет для двухлетней программы МВА в Chicago равен $165.190.

Однако в оценке расходов Harvard исходит из того, что жилье обходится лишь в $10.800 в год, но, в итоге, студентам HBS приходится платить значительно больше. Опрос Businessweek, продолжавшийся в течение четырех лет, показал, что сумма, которую студенты Harvard MBA тратили ежегодно на жилье, более чем в три раза превышает указанную и составляет $37.000, при этом многие платят до $80.000 в год. Более того, ни одна из этих цифр не включает в себя стоимость учебных поездок, в том числе зарубежных, которые стали неотъемлемой частью почти всех программ МВА. Одна такая поездка может стоить около $4.000. Не учитывается и зарплата, которую студент не получает в течение двух лет.

Harvard эффективно снижает расходы на обучение по программе МВА, ежегодно выделяя на стипендии около $22 млн. По заявлению HBS, почти половина студентов в каждом наборе получает, в среднем, $25.000 в год. Это стипендии, которые выплачиваются исключительно на основе финансовой необходимости, а не успехов в обучении. Школа распределяет эти стипендии на основе анализа доходов кандидата за предыдущие три года, а также его активов. По данным Harvard, средний долг студента в наборе 2010 года составлял $73.110.

Нория, первый декан Harvard, который родился за пределами Северной Америки, в ответ на вопрос, не является ли его назначение на эту должность свидетельством того, что школа делает более серьезный акцент на международный бизнес, сказал: «Не уверен, что мое назначение само по себе свидетельствует о чем-либо». Но он подтвердил, что Harvard расширяет глобальную перспективу.

XXI век станет веком глобального бизнеса

«Если XX век был веком американского бизнеса, то XXI станет веком глобального бизнеса, - заявил Нория. - Harvard Business School делает значительные инвестиции в расширение глобальной перспективы. У нас есть исследовательские центры в разных частях света: в Токио, Шанхае, Мумбаи, Гонконге, Париже, Буэнос-Айресе, даже в Кремниевой долине на Западном побережье. С помощью этих центров мы можем гарантировать, что следим за развитием тенденций в бизнесе во всем мире».

«Не думаю, что мы когда-нибудь будем разбираться в Китае лучше, чем Tsinghua (университет в Пекине) или в Индии лучше, чем Indian Business School, - продолжает Нория. - Но, отправившись в Индию, мы можем использовать знания, касающиеся не только Индии, но и Китая, Латинской Америки, Европы. Привнести эффективное глобальное мышление и на мировые рынки, и на кампус Harvard Business School – вот стратегия, которой мы придерживаемся».

Нория ожидает усиления конкуренции со стороны новых бизнес школ за пределами США: «Подобно тому, как в странах с развивающейся экономикой появляются крупные компании, там будут создаваться и крупные университеты. Мы будем учиться у китайских и индийских университетов так же, как они будут учиться у нас. Мы получим больше возможностей для обмена и диалога. Так что, грядущий всплеск бизнес школ во всем мире будет выгоден для бизнес образования в целом».

По материалам сайта poetsndquants.com.


Назад