Бизнес школы учат, что чаще всего компании начинают терять позиции на рынке, когда перестают понимать своих потребителей. В случае резкого снижения продаж необходимо действовать быстро и профессионально, искать нестандартный подход к покупателю, отвечая его требованиям и даже превосходя ожидания. Довольно известный прием успешного ведения бизнеса, не так ли?
Но не для самих бизнес школ. Университеты, призванные поддерживать основы бизнеса, на деле не придерживаются того, что сами проповедуют, когда дело касается приема женщин. За несколько десятилетий MBA-программы не смогли привлечь значительного количества студентов женского пола, хотя приемные комиссии и пытаются работать в этом направлении.
Нельзя сказать, что бизнес школы закрывают глаза на проблему. Скорее, тех попыток, которые они действительно предпринимают – включая размещение фотографий женщин-руководителей в промо-материалах и на сайтах – не достаточно.
Такие организации, как Forté Foundation и National Association of Women MBAs (NAWMBA) частично финансируются бизнес школами и действительно поддерживают ресурсы, помогающие студентам. Эти организации предлагают женщинам, получающим MBA, дистанционное и очное консультирование и поддержку по вопросам управления карьерой, включая статьи, оцифрованные записи радиопередач (подкасты), ежегодные конференции и ярмарки вакансий. Более того, такие ассоциации учреждают специальные стипендии для женщин, а также проводят встречи и информационные сессии для привлечения интереса к MBA-программам.
Тем не менее, количество женщин, стремящихся получить бизнес образование, все еще слишком мало. В то время как в юридических и медицинских школах равенство полов будет вот-вот достигнуто, MBA-программы принимают всего лишь порядка 30% женщин в год.
Бизнес школы упускают прекрасную возможность предложить женщинам то, что они не дополучили, проходя университетскую практику: программы развития лидерских качеств, рассчитанные на женскую аудиторию. Как только заканчивается набор студентов и начинаются занятия, женщины, поступившие на программы MBA, сталкиваются с проблемами, о которых они подозревали еще до поступления.
Наиболее распространенные вопросы, которые задают женщины, обучающиеся на MBA:
- Возможно ли, что б люди испытывали ко мне симпатию и уважение одновременно?
- Как добиться того, чтоб меня воспринимали всерьез?
- Возможно ли иметь работу моей мечты и семью одновременно?
- Насколько я могу позволить себе быть женственной в этом, по большей части мужском, окружении?
- Как лучше всего вести себя в ситуации борьбы за власть между полами?
- Как я могу быть уверена, что проблема заключается в половой принадлежности, если уж на то пошло?
Женщинам, обучающимся по программе MBA, по сути негде и не с кем обсудить все эти вопросы, и зачастую они остаются один на один со своими проблемами. Здесь были бы полезны специальные тренинги, направленные на развитие у дам лидерских качеств посредством откровенных бесед за круглым столом или организации выступлений женщин, занимающих руководящие должности, а также путем знакомства студентов с консультационными услугами местных некоммерческих организаций, которые оказывают поддержку женщинам и девушкам в продвижении по карьерной лестнице.
Бизнес школы также могли бы проявить креативность и совместить концепцию портала match.com с социальными сетями для того, чтобы студенты и выпускники могли выстраивать долгосрочные наставнические отношения, не требующие личного присутствия. Вне зависимости от предпринимаемых мер очень важно продолжить этот разговор и не оставлять без внимания вопрос соотношения полов до тех пор, пока мы не достигнем равенства.
Однако результаты совместного исследования Women and the MBA: Gateway to Opportunity, проведенного десять лет назад, отражают сегодняшнюю действительность: Женщины явно чувствуют себя менее востребованными в бизнес школах по сравнению с мужчинами и чаще говорят о том, как сложно им быть услышанными и что порой их точку зрения не принимают в расчет.
Женщинам также нужны профессиональные наставники и примеры для подражания в классе, где они всегда оказываются в меньшинстве. Если взять две топовые бизнес школы – Columbia и Stanford – процент студенток в них будет 17% и 19% соответственно, согласно информации Financial Timesза 2010 г. В результате, большинство женщин покидают бизнес школы, не имея четкого понимания того, как необходимо действовать, чтобы соответствовать требованиям корпоративной Америки.
Руководители университетов считают, что финансирования студенческой организации женщин в бизнесе или участия в деятельности Forté или NAWMBA вполне достаточно, но очевидно, что это не так. Культура бизнес школ преимущественно мужская – известная своей агрессивностью, панибратством, пивной культурой – где царит дух беззакония (как гласит старая шутка, MBA расшифровывается как Married But Available - женатые, но доступные).
Более того, компания Catalyst недавно представила отчет "Неписаные правила карьерного роста" (Pipeline's Broken Promise), в котором говорится, что женщины, как правило, начинают работу после окончания MBA на более низких должностях по сравнению с мужчинами, даже в том случае, если они работают в той же стране, в той же отрасли и имеют такое же количество лет профессионального опыта. К тому же средняя заработная плата женщин, имеющих степень MBA, примерно на 4 600 долларов меньше, чем у их однокурсников мужского пола. Эти данные справедливы, даже если рассматривать мужчин и женщин, претендующих на высшие руководящие позиции отдельно, а также среди респондентов, не имеющих детей.
Не удивительно, что женщины не выстраиваются в очередь для прохождения интервью на MBA программы.
Вместо того чтобы ждать и надеяться, что количество женщин на MBA-программах увеличится или соотношение полов в руководящем звене Америки со временем выровняется, бизнес школам следует прилагать больше усилий для того, чтобы сделать MBA более привлекательной для женщин. Эти программы действительно играют важную роль в повышении статуса женщины в мире бизнеса, обеспечивая развитие недостающих компетенций. В частности, учебные планы бизнес школ должны вооружить женщин специальными программами в области лидерства, принятии рисков, ведения переговоров и управления дискуссиями.
Руководители бизнес школ обязаны взять на себя ответственность за развитие нового поколения женщин-лидеров. Директора бизнес школ как никто другой обладают возможностями для создания и развития женского канала лидерства. Специализированные лидерские программы позволят женщинам не только взять на себя ответственность за свою карьеру, но и полностью реализовать свой потенциал в процессе обучения.
По материалам сайта forbes.com.