Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

По одну сторону баррикад? Часть 2

По одну сторону баррикад? Часть 2

Откровения об эссе

Нью-йоркская консалтинговая компания mbaMission предлагает клиентам услуги «лучшей команды консультантов, в которую входят семь выпускников Harvard» по оказанию помощи в написании «интересных, всесторонних эссе, подчеркивающих ваши уникальные качества». «По мере того как эссе принимают определенную форму, - говорится на сайте mbaMission, - мы редактируем каждый вариант с точки зрения структуры предложений, грамматики, стиля».

Джош Стивенс (Josh Stephens), специалист по эссе в Hernandez College Consulting, где пятичасовой пакет услуг стоит $4500, рассказывает о процессе сотрудничества с клиентом: он редактирует неудачные абзацы, предлагает синонимы, дает советы по стилю, помогает создать наиболее выигрышный рассказ на основе фактов и данных, предоставленных кандидатом. Недавно Стивенс работал с предпринимателем из развивающейся страны, который сделал в эссе акцент на своих великих идеях и фантастических целях. Джош посоветовал ему ответить на следующий вопрос: «Как я могу помочь своей стране после получения степени МВА?» По словам Стивенса, ранее его клиент не рассматривал этот вариант.

Стейси Блэкман (Stacy Blackman), основатель Stacy Blackman Consulting, говорит, что следовала такой же схеме, помогая кандидату в Wharton переосмыслить собственные неудачи. Его увольняли четыре раза, один раз уже в ходе процесса поступления, и он инстинктивно объяснял увольнения такими фразами как «решил перейти в другую компанию». Блэкман помогла ему написать эссе, в котором подчеркивалась его стойкость, а также говорилось, как уроки, которые он вынес из своих неудач, помогут ему в будущем в школе и после нее. По словам Блэкман, его не просто приняли в Wharton, но и предоставили стипендию, покрывающую стоимость обучения.

Нарушение правил в Stanford

Бизнес школ, которые к консультациям подобного рода относятся с беспокойством, осталось совсем немного. В University of Michigan приемная комиссия большое внимание уделяет собеседованию с кандидатами. «Мы стали делать акцент на интервью, потому что эссе могут быть отредактированы консультантами или даже написаны ими», - замечает Суцзинь Квон Ко (Soojin Kwon Koh), глава приемной комиссии в Ross School of Business в Michigan.

В Stanford же кандидатов информируют, что «они нарушают правила, если в любой части заявки (включая рекомендательные письма) хотя бы одно слово или мысль принадлежат не вам». Важный вопрос: в какой момент «консультация» превращается в составление заявки за кандидата? Если клиент Стивенса на самом деле не думал о том, что он сделает для своей страны, не было ли первое эссе, в котором он писал о целях, более точным отражением его личности? «То, о чем вы пишете в эссе и с чего начинаете, отражает ваши качества и мнения, - говорит Сара МакДжинти (Sarah McGinty), основатель McGinty Consulting Group и автор книги The College Application Essay. Даффи с ней не согласна: «Это достаточно сложный этический вопрос». Она считает, что инструктаж и советы не приносят вреда, пока студент самостоятельно пишет эссе.

На самом деле, школам приходится принимать на веру, что студенты и консультанты не нарушали этических правил. Приемные комиссии не только не представляют, какова роль консультанта в каждом эссе, они даже не знают, какие эссе были написаны с его помощью. В большинстве школ об этом не спрашивают, а сами кандидаты не горят желанием делиться такой информацией. Как сказал Брайан Лор (Brian Lohr), председатель приемной комиссии в Notre Dame’s Mendoza College of Business, «сложно определить, была ли заявка составлена самостоятельно или при помощи консультанта». По эссе нельзя понять, если с ним что-то не так. Совсем другое дело, когда эссе выпадают из общей картины, сформированной на основе интервью, рекомендательных писем и письменного раздела GMAT.

Одним из сигналов тревоги является изящное эссе наряду со слабым разделом Analytical Writing Assessment теста GMAT. Во время AWA студенты за 30 минут должны проанализировать аргументацию (более дешевая газета переманивает читателей, следовательно, чтобы конкурировать с ней, мы тоже должны понизить цену) или тезис (сотрудникам не следует рассказывать о своей личной жизни, личной жизни не место на работе). «Хотя стресс часто влияет на качество текста, ужасный AWA и красиво написанное эссе – это то, на что мы обращаем внимание», - замечает Келли Уилсон (Kelly Wilson), помощник декана по вопросам приема на программы МВА в McDonough School of Business. Если во время интервью становится очевидно, что у студента недостаточные знания английского языка, Уилсон сделает об этом пометку для того, кто будет читать эссе. Заместитель декана школы Booth Стейси Коул (Stacey Kole) утверждает, что видела в одной заявке потрясающие эссе и рекомендательные письма, в которых объяснялось, почему студенту не хватает писательских качеств. Затем, разумеется, плагиат. Брайан Лор вспоминает, что однажды его команда получила почти одинаковые эссе от двух иностранных студентов. «Разумеется, мы сразу же отклонили заявки обоих», - говорит он.

Приемные комиссии и кодекс этики консультантов

Несмотря на все опасения представителей приемных комиссий, ясно, что консультанты стали неотъемлемой частью бизнес образования и что школам придется найти способ ужиться с ними. Одной из первых была школа Tuck. В 2005 году она приняла первую Конференцию международных консультантов в области образования, в которой принимали участие двадцать пять представителей этой профессии. Год спустя ряд консультантов, включая Грэма Ричмонда (Graham Richmond), одного из основателей Clear Admit, выступил на конференции Graduate Management Admissions Council в Сан-Франциско. «Мы словно побывали в тылу врага», - вспоминает Ричмонд. Пять месяцев спустя была образована Association of International Graduate Admissions Consultants для определения норм профессиональной этики консультантов. Роза Мартинелли (Rose Martinelli), которая тогда была помощником декана в Booth School of Business при University of Chicago, и Дона Кларк (Dawna Clarke), глава приемной комиссии в Tuck, принимали участие в составлении этического кодекса.

Чтобы лучше контролировать незримое присутствие консультантов в процессе подачи и рассмотрения заявок, в 2008 году Booth начала напрямую спрашивать студентов об их роли. Какими услугами консультантов пользуются кандидаты? В какие компании они обращались? Какими были отношения с консультантом? Чтобы студенты не опасались за свою репутацию, им давали время освоиться на кампусе и только после этого приступали к опросу. Коул всегда считала, что консультанты помогают слабым кандидатам повысить шансы на поступление. К своему удивлению, она обнаружила, что даже лучшие студенты работали с консультантами. По этой причине в Booth к консультантам стали относиться как к неотъемлемой части процесса, школа даже разработала стратегию взаимодействия с ними, которая включает в себя проведение бесед online. «Если мы не будем считать их врагами, то у нас будет больше возможностей повлиять на них», - утверждает Коул.

На потепление отношений повлиял не только открытый диалог, но и значительное присутствие консультантов в сети Интернет. Согласно прошлогодним опросам, проведенным AIGAC, сайты консультантов занимают третье место в рейтинге источников информации для будущих МВА после сайтов самих школ и рейтингов BusinessWeek. «Школы могут использовать нас в качестве маркетингового инструмента, с помощью которого о них узнает гораздо больше людей, чем если они будут самостоятельно заниматься рекламой, – считает основатель mbaMission Джереми Шайнуолд (Jeremy Shinewald). – Мы можем стать их очень простым и дешевым каналом коммуникации». MbaMission публикует «эксклюзивные» интервью с председателями приемных комиссий ведущих школ, а их совместную с Manhattan GMAT рассылку получают десятки тысяч пользователей. Блог Clear Admit читают до полумиллиона пользователей в год. Род Гарсия, декан MIT Sloan, говорит, что он относится к интервью с Clear Admit и Accepted.com также серьезно, как и к беседам с журналистами BusinessWeek и других новостных изданий.

Школы оплачивают поездку консультантов на кампус

Школы вне высшего эшелона даже включают консультантов в маркетинговый бюджет. Недавно Indian School of Business в Хайдерабаде оплатила расходы на перелет и проживание Андреа Гвидо (Andrea Guido), старшего консультанта mbaMission. В 2008 году Kelley School of Business оплатила поездку на кампус группы консультантов. Школа надеется благодаря этому визиту привлечь внимание консалтинговых фирм, которые будут рекомендовать ее кандидатам.

Еще десять лет назад консультантов воспринимали весьма прохладно. «Школы первым делом спрашивали: "Кто эти люди? Они пытаются обмануть систему? Они пытаются протолкнуть недостаточно квалифицированных кандидатов?" - вспоминает консультант Стейси Блэкман. - Нас считали врагами, которые пытаются навредить. Но маятник пошел в другую сторону. Сейчас все изменилось к лучшему».

По материалам сайта poetsandquants.com.


Назад
Books
Запишись
на бесплатный пробный урок
в любую группу

Оставьте ваш e-mail и будьте в курсе последних новостей и акций

Нажимая, вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных
Теги