Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

По одну сторону баррикад?

По одну сторону баррикад?

Представители бизнес школ часто высказывались против того, чтобы кандидаты нанимали консультантов, а некоторые школы даже недвусмысленно это запрещали. В последнее время ситуация изменилась.

Весной произошло то, что еще десять лет назад было бы немыслимым: Harvard Business School принимала на кампусе почти 50 консультантов по бизнес образованию, им устроили экскурсию по зданиям школы в неогеоргианском стиле и предоставили возможность пообщаться с Ди Леопольд (Dee Leopold), председателем приемной комиссии, и Стивом Нельсоном (Steve Nelson), исполнительным директором программы МВА в Harvard. «Нас приняли как представителей той же профессии, - говорит Дэн Бауэр (Dan Bauer), глава The MBA Exchange, фирмы, которая помогает кандидатам поступать в ведущие бизнес школы. – Это был вежливый, сердечный и искренний прием».

Это переломный момент в отношениях бизнес школ и консультантов МВА. Не так давно Harvard, Stanford, Wharton и другие ведущие школы относились к ним с явным неодобрением. Представители бизнес школ часто высказывались против того, чтобы кандидаты нанимали консультантов, а некоторые школы даже недвусмысленно это запрещали. Они опасались, что если такая практика распространится, членам приемной комиссии будет невозможно понять, оценивают они заявку кандидата или его высокооплачиваемого консультанта. Не дает ли помощь консультанта, пусть даже она ограничивается правкой эссе или советами по самопрезентации, незаслуженного преимущества перед теми студентами, которые не могут себе позволить нанять такого помощника?

Теперь эти опасения, по большей части, в прошлом. Отношения между ведущими бизнес школами и консультантами значительно потеплели. Визит в Harvard был этапом трехдневной июньской конференции, организованной Association of International Graduate Admissions Consultants (AIGAC), в ходе которой консультанты встретились с деканом MIT’s Sloan School и членами приемных комиссий самых престижных бизнес школ в мире, в том числе Dartmouth, Yale и Duke. А Columbia, New York University, Michigan и INSEAD даже позволили им посмотреть изнутри на процесс рассмотрения заявок.

«Бизнес школы поняли, что мы никуда не уйдем»

«Раньше мы воспринимали друг друга как противников по разные стороны баррикад, - сказал один из консультантов, который выразил удивление готовностью школы Harvard принять посетителей в этом году. – Теперь бизнес школы поняли, что мы никуда не уйдем». Более того, любая школа, заинтересованная в выдающихся кандидатах, должна поддерживать хорошие отношения с консультантами. Не только потому, что их нанимают даже лучшие кандидаты, но и потому, что консультанты, обладая широкими online-возможностями, часто поддерживают связь с большим количеством будущих студентов, чем любая приемная комиссия, и оказывают на них все возрастающее влияние.

Ди Леопольд, однако, не рассматривает весенний визит как одобрение МВА-консалтинга. По ее словам, школа приняла консультантов только потому, что это был эффективный способ узнать, с чем сталкиваются студенты в процессе составления и подачи заявок. «Это была сделка с AIGAC: информация за информацию, – объясняет Ди Леопольд. – С моей точки зрения, миссия выполнена». Трехдневная конференция, которую первые два дня принимал MIT, это третий раз, когда консультанты посещали бизнес школы. В 2008 году гостей принимали Northwestern и Chicago, а в 2009 – Columbia и New York University.

Потепление отношений между школами и консультантами МВА вызвано также тем, что многие консультанты либо когда-то сами работали в приемной комиссии, либо окончили ведущие бизнес школы. Например, из 40 консультантов MBA Exchange (Чикаго) девять окончили Harvard, шесть – Wharton, трое – Stanford, кроме того, там работают бывшие члены приемных комиссий Columbia, Kellogg, Wharton и Chicago.

Об улучшении отношений свидетельствуют и совместно организованные исследования, приглашения консультантов на кампусы бизнес школ и общие обеды. Многие считают, что начало было положено в 2008 году, когда обнаружилось, что Джудит Ходара (Judith Hodara), помощник руководителя приемной комиссии в Wharton, состоит в совете консультантов токийской фирмы по консалтингу в сфере бизнес образования. Очевидно, что Джудит Ходара прекрасно разбирается в том, как школа принимает и рассматривает заявки, она давала советы относительно заявок клиентов, в том числе кандидатов в Wharton. Школа Wharton попросила ее уйти с должности, чтобы избежать «конфликта интересов». Ходара ушла из японской фирмы, затем покинула Wharton и теперь работает консультантом в Атланте, а на ее веб-сайте говорится, что она «лично рассмотрела 20.000 заявок на программы МВА».

Кроме того, к консультантам обращаются все больше и больше студентов, заинтересованных в получении желанной степени МВА. Согласно исследованиям, в прошлом году на программы МВА было подано более 196.000 заявок (по сравнению с 81.500 в 2005 г). Когда в конце 80-х годов главой приемной комиссии в MIT’s Sloan School стал Род Гарсия (Rod Garcia), школа получила 1700 заявок. В прошлом году их число составило 4782. Возросло и число консультантов. Только в AIGAC состоит уже 93 консультанта из 11 стран, при этом по всему миру насчитывается порядка 300 фирм, в которых работают не меньше 500 консультантов МВА. Годовой доход консультантов по поступлению в бизнес школы по всему миру достигает, в среднем, $35 млн.

Почти треть кандидатов в ведущие бизнес школы пользуется услугами консультантов

Консультации становятся привычной частью процесса поступления в бизнес школу. Несмотря на отсутствие точных цифр, возникшее, кстати, частично вследствие устаревших предубеждений, а также тот факт, что студентам обещана полная анонимность, многие консультанты отмечают, что от четверти до трети кандидатов в ведущие бизнес школы пользуются их услугами. Не менее половины подающих заявки в Harvard, Stanford и Wharton работают с консультантами. Будущие обладатели степени МВА щедро платят за консультации: от $5.000 до $10.000. Услуги ведущих консультантов могут стоить не меньше услуг адвоката высокого класса. Например, стоимость консультаций по эссе в Hernandez College Consulting составляет $900 в час. Некоторым предлагаются пакеты услуг на выбор: бостонский консультант Сенфорд Крайсберг (Sanford Kreisberg) получает $300 за тренинг-интервью, которое готовит кандидата к собеседованию в бизнес школе, и $900 за «общую проверку» - разбор всей заявки.

В общем и целом, клиенты довольны результатом. Кандидаты, которые пользовались услугами консультантов, говорят, что улучшили свои шансы на поступление в бизнес школу. Джамал Мотлах (Jamal Motlagh), студент второго года обучения на программе МВА в Harvard Business School, считает, что несколько тысяч долларов, которые он потратил на консультации по эссе, окупились. Кроме того, $10.000 на оплату консультанта – капля в море по сравнению со всеми затратами на ведущих программах МВА, которые вполне могут превышать $300.000 за два года.

А причиной всему был сотрудник Harvard

Вспомним истоки консалтинга МВА: в 1976 году Макс Даффи (Maxx Duffy) уволилась по личным причинам с должности помощника председателя приемной комиссии в Harvard Business School. Она не собиралась продавать свои знания об «изнанке» процесса приема кандидатов, но почти сразу же ее стали осаждать друзья. «Они мне говорили: “Да ладно тебе, я хочу попасть в Harvard!”, и с моей помощью добивались успеха», – вспоминает она. Это было задолго до того, как Даффи начала брать деньги за свою помощь и, наконец, в 1985 году переехала в Лос Анджелес, где официально открыла компанию Maxx Associates.

В те дни школы давали ясно понять, что студенты должны самостоятельно составлять заявки, они даже заставляли кандидатов подписывать заявления, подтверждающие, что те не пользовались ничьей помощью. Так что Даффи долгие годы оставалась в тени, а ее коллеги не догадывались, что в составлении заявок принимает участие тот, кто знает особенности процесса изнутри. Но в 80-х годах некоторые работники приемных комиссий последовали ее примеру, а к концу 90-х их количество значительно возросло.

За что именно платят будущие обладатели степени МВА? Консультанты говорят, что они не просто помогают студентам написать, отредактировать, переписать эссе, но и заглянуть внутрь себя, чтобы определить долгосрочные цели, стремления и интересы. «Вы должны понять, кто вы есть, чего вы хотите, о чем думаете, чем интересуетесь, – говорит Даффи. – Ответив на все эти вопросы, вы определите, какая программа подходит вам лучше всего».

Продолжение следует...

По материалам сайта poetsandquants.com.


Назад
Books
Запишись
на бесплатный пробный урок
в любую группу

Оставьте ваш e-mail и будьте в курсе последних новостей и акций

Нажимая, вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных
Теги