Телефон в офисе Решмы Шах (Reshma Shah) в Emory University’s Goizueta Business School звонит, не переставая. Профессор Шах, которая возглавляет отдел консультирования студентов, рассказывает, что её телефон обрывается от звонков из компаний, которые горят желанием нанять студентов MBA школы Goizueta для работы над внутренними проектами. Эта перспектива кажется им более заманчивой, нежели сотрудничество с известной компанией с громким именем.
“Мы регистрируем гораздо больше запросов, чем когда бы то ни было, - говорит профессор Шах, глава консультации по маркетинговой стратегии в Goizueta (Goizueta Marketing Strategy Consultancy). - Обычно за неделю поступает не более 5 запросов от компаний, два года назад мне звонили раз в две недели. Сейчас спрос астрономически возрос”.
Интерес к подобного рода услуге обуславливается стремлением компаний нажиться на нынешней сравнительно небольшой стоимости студенческого консалтинга, говорит профессор Шах.
Консультация за год успевает обслужить 6-8 клиентов, среди которых General Electric и United Parcel Service, за каждый проект берет $30,000. За эту цену работает команда из семи студентов под руководством одного профессора. Работа над проектом длится с января по май. (Для студентов участие в консультациях является частью обучения).
"Компания Coca-Cola, один из крупнейших наших клиентов, по секрету рассказала, что подобное консультирование за 30 000 долларов приносит им 300 000 прибыли" - говорит Шах.
Служба студенческого консалтинга Goizueta не единственная в своем роде студенческая консультация, которая испытывает повышенный интерес со стороны компаний. Кризис заставил эти организации сокращать затраты на подобные проекты и нанимать для этих целей студентов бизнес школ. Раньше компании предпочитали отдавать их на разработку другим консалтинговым компаниям, которые брали большие деньги за аутсорсинг.
Почти в каждой школе есть своя студенческая консалтинговая группа. Цель этих групп - дать студентам возможность приобрести ценный практический опыт, решая реальные проблемы делового мира. Компании в свою очередь имеют шанс воспользоваться нестандартными идеями молодых специалистов за сравнительно небольшую по меркам именитых консалтинговых компаний цену.
Работа с консалтинговой группой студентов, а не с фирмой требует больше руководства со стороны компании, так как студенты ещё только учатся, и требовать от них полностью самостоятельной работы рановато, но качество выполняемой работы обычно вне всяких похвал. Большинство студентов имеют трехлетний рабочий стаж за плечами, им остается несколько месяцев до окончания обучения, и у многих уже есть предложения работы от крупных консалтинговых фирм.
“Эти студенты получают живой и богатый опыт, многие уже имеют опыт работы в этой области, - говорит профессор Шах. - Это не просто стайка неоперившихся юнцов, пытающихся играть в настоящий бизнес, как считают некоторые”.
Студенческие консалтинговые группы обычно берут $10000 - 30000 за работу, которую консалтинговая фирма среднего размера выполнила б за $100000, а крупная - за $150000.
Ещё одни положительный момент - фирме проще оправдать небольшую сумму в статье расходов на услуги консультантов, чем дождаться одобрения контракта с консалтинговой фирмой советом директоров.
По данным профессора Хилла (TL Hill), исполнительного директора студенческих консалтинговых групп в Temple University’s Fox Business School в Филадельфии, компании весьма заинтересованы в партнерстве со школой. Студенты Fox обычно работали над 16 проектами в год, но в этом году они осилили 19, а в следующем им предстоит выполнить 23 проекта, заявки на которые уже поступили в школу.
“В лучшие времена мы позиционировали нашу программу как ‘executive extended’, недорогой способ увеличить ваши производственные мощности. Сейчас мы вынуждены многим отказывать. Конкурентная борьба с консалтинговыми фирмами не входит в наши планы. Мы не стараемся заработать все деньги на свете”, – говорит профессор Хилл.
По словам профессора Хилла, компании сейчас вынуждены сокращать расходы, за счет этого студентам приходится чаще работать над стратегически важными проектами, имеющими огромное значение и ценность для компании. Раньше им доверяли только менее рискованные рутинные проекты. “Сейчас компании находятся в очень стесненном положении, эти проекты необходимо выполнить и не превысить бюджет», - говорит профессор.
Fox consulting group, являющаяся частью программы MBA, получает около $20000 за каждый выполненный проект. Эти деньги идут на оплату труда профессоров, которые курируют работу, на административные расходы школы и на научно-исследовательскую деятельность.
Сейчас компании более серьезно относятся к студенческим проектам. Профессор Хилл говорит: «На наши собрания прилетают руководители из разных уголков планеты, они не ограничиваются только звонками. Это то, что называется настоящей концентрацией ресурсов».
Mays Business School при Texas A&M University отмечает, что число компаний, которые заинтересовались студенческой работой над проектами, увеличилось на 40%. Большинство из них - это компании, которые только начинают свою деятельность, рассказывает Дик Лестер (Dick Lester), директор по предпринимательству в Mays.
Mays оценивает работу студенческих групп в $50 в час; студенты, участвующие в консалтинговых проектах, получают от $12 до $16 в час в зависимости от их опыта. В консалтинговые группы входят 15 студентов, каждый работает 10-20 часов в неделю.
Работать в студенческих консалтинговых группах довольно престижно, по словам Лестера. «Это прекрасная возможность добавить в ваше резюме строчку, которая выгодно выделит вас на фоне других специалистов, вы получаете реальный опыт работы в консалтинге с реальными компаниями в реальности делового мира», - говорит он.
University of Georgia’s Terry College of Business также испытывает повышенный интерес к студенческому консалтингу со стороны компаний. Четыре года назад школа работала в среднем с пятью компаниями в год, сейчас они успевают поработать с 150. Большая часть этих компаний принадлежит сектору малого бизнеса, их оборот составляет от $500000 до $12000000 в год.
“В лучшие годы они, безусловно, обратились бы в крупные консалтинговые фирмы, но сейчас приходят к нам», - говорит Крис Ханкс (Chris Hanks), директор программы по предпринимательству в Terry.
Компании обращаются к нему по трем причинам:
“Одна причина вполне логична - им нужно выжить. Они исчерпали все кредиты, и что же делать? Вторая причина заключается в том, что они хотят, чтобы мы помогли им составить бизнес-план для увеличения капитала. Третья причина - они хотят дать студентам возможность поработать над маркетинговыми проектами, так как все компании сейчас сокращают расходы на маркетинг», - говорит он.
Им нужно понять, как наиболее эффективно можно привлечь и удержать клиентов. Для этого они обращаются к общественному маркетингу и веб-стратегиям.
Действительно, многие компании обращаются именно к студентам, так как они могут помочь модернизировать маркетинговую стратегию фирмы, считает профессор Шах. Студенты-консультанты молоды, технически подкованы, с обширными связями.
“Этим компаниям необходимы свежие идеи, им нужно уйти от шаблонов. В условиях кризиса все хотят достичь большего за меньшие деньги. Им нужно найти новый подход, мы можем им в этом помочь”, – добавляет она.
По материалам сайта www.ft.com.
Планируете поступать в бизнес-школу - будьте в центре событий, подпишитесь на рассылку "Новости МВА, GMAT, TOEFL"!